Анастасия Михайлова
Нетрадиционные методы для успешной адаптации детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда». Современное научное представление о феномене адаптации основывается на трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, К. Бернара. Оно включает несколько основных тезисов, которые позволяют утверждать, что адаптация — это свойство любого живого организма; процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой; результат активного взаимодействия человека со средой; цель, которую организм избирает для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится. Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов является творческий стиль адаптации к окружению. Можно предположить, что дети раннего и дошкольного возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада.
Публикация «Нетрадиционные методы для успешной адаптации детей в ДОУ» размещена в разделах
В идеале детский сад должен представлять для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что станет предпосылкой для решения двух взаимосвязанных задач:
1) позволит максимально приблизить образовательные ситуации к реалиям детской жизни, что, в свою очередь, поможет личностному принятию их ребенком;
2) научит ребенка общаться и действовать в ситуациях, максимально приближенных к жизни широкого социума.
Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя. Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения.
Поступления ребёнка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это - сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста- психолога. Из наблюдения в период работы с детьми раннего возраста мною замечено, что легче адаптироваться :
- детям, чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;
- детям физически здоровым;
- детям, имеющим навыки самообслуживания;
- детям, чей режим близок к режиму сада;
- детям, чей рацион питания приближен к садовому.
Чтобы привыкание детей к новому образу жизни было максимально безболезненным, коллективом нашего детского сада был выработан комплексный подход к решению проблемы адаптации. Одним из важных направлений работы д. /с по успешной адаптации детей мы считаем заинтересованность родителей в согласованности своих действий и действий воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду.
Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности. Исходя из этого можно сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение и разработать для него приёмы и подходы. Поэтому при поступлении ребёнка в д/сад мы проводим собрание для родителей наших будущих воспитанников. На котором подробно рассказываем об успешной адаптации детей к условиям доу, знакомим с воспитателями. Так же предлагаем заполнить анкету и получить памятку, которая помогает выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка.
Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе.
Во многих детских садах воспитатели начали осмыслять такое явление, как «имидж педагога», в котором большое значение имеет эстетический компонент. Очень ценно, что педагоги задумываются о том, как видят их не только родители, но и дети. Именно личность воспитателя, его профессионализм, готовность стать другом детей и «проводником» в мир культуры, имидж и стиль общения определяют успешность адаптации детей к детскому саду.
Педагог — новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким». Впервые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Иногда педагоги берут на себя невыполнимую задачу «заменить маму», но профессиональная задача педагога иная — стать не мамой, а другим близким взрослым, эмоционально и социально значимым для ребенка. Здоровый ребенок готов к расширению контактов, открыт для общения с миром. И педагог выполняет чрезвычайно важную миссию — он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства.
Следующее направление нашей работы - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Мы уверены, что формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первые контакты с ребёнком - это помощь и забота. Основная задача педагога на первом этапе - заслужить доверие ребёнка.
Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе. Детям нравится, когда воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. У них весёлое настроение, они умеют создать его другим, они способны увлечёно играть и придумывать истории.
Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, для детей старшего возраста(3 года и более) можно принести фотографию мамы или всей семьи. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.
Из опыта работы можно сказать, что сгладить адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых лаской, улыбкой, интонацией, проявлением заботы каждому малышу.
Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Чтобы это осуществить мы предлагаем:
- игры «Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», «Весёлый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки», «Дождик», «Солнечные зайчики», «Хоровод»;
- пальчиковые игры «Утёнок», «Моя семья», «Наш малыш», «Встали наши пальчики», «Полетели птички», «Повстречал ежонка ёж…».
- поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песенки.)
Ребенок более легко привыкает к организации и регламентации своей жизни в детском саду, если эта жизнь насыщена разными делами, интересным содержанием, позитивными эмоциями. Художественное творчество может быть организовано в более свободных формах, не связанных с размещением детей за столами и высиживанием положенного времени на стульях. Это художественно дидактические игры, игровые упражнения, рассматривание и обследование красивых предметов, художественный труд, конструирование на полу, на магнитной доске.
Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Планируя игровое взаимодействие, следует подбирать разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры- забавы.
В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.
В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» мы включаем: чтение стихотворений, пение песенок, слушание музыки, рассказывание сказок, рассматривание игрушек, книжек, картинок, наблюдение за объектом природы, рисование.
Планируя раздел «Развитие ребёнка» мы подбираем: игровые упражнения, подвижные игры, музыкальные игры, пальчиковые упражнения.
В период адаптации очень важно создавать ситуации для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой педагог не вмешивается в детские замыслы, но внимательно наблюдает за детьми и их эмоциональным состоянием, прислушивается к комментариям, рассматривает и анализирует результаты деятельности.
В период адаптации именно художественное творчество, как и игра, позволяет «отыгрывать» страхи, тревоги, напряжения, условности, ограничения и другие негативные состояния. Кроме того, именно творчество дает ребенку возможность выйти за рамки этих условностей и ограничений, изменить наличную ситуацию и самостоятельно прийти к состоянию душевного комфорта.
Ребенку сложно привыкнуть к тому, что в течение дня он находится среди других детей, поэтому надо умело организовать детей для игры, общения, художественного творчества в парах и малых группах. И при этом предоставлять каждому ребенку право побыть одному, уединиться, сделать что-то индивидуально. Для этого можно использовать невысокие, легкие ширмы, ротонды (свисающие с потолка ленты или тонкие ткани, образующие купол, подвесные зонты, игровые центры, напольный конструктор.
Успешность адаптации можно наблюдать в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Выделяют четыре основных фактора поведенческой адаптации : эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.
Мы заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.
Таким образом, периоды адаптации к новым жизненным условиям — неизбежные этапы человека на пути его развития и взросления. Средства художественного творчества расширяют возможности взрослых по проектированию процесса адаптации. Разные виды искусства и предметы культуры выступают помощниками, посредниками при взаимодействии взрослого с ребенком, осваивающим новые для него жизненные обстоятельства, используются в качестве терапевтических, компенсирующих, развивающих, воспитательных, досуговых средств. А совместная деятельность педагога и родителей делает процесс адаптации более лёгким.
Приложение
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Главной целью дошкольного учреждения является всестороннее развитие личности ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях.
В нашей группе с помощью родителей сделано много игр своими руками, что привлекает детей. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, в семье. Разнообразие игр позволяет заинтересовывать детей. Интересны детям книжки с заданиями, сказками, где можно участвовать, что-то делать:
• Игры с прищепками: дополнить силуэт, развесить одежду.
• Игры с крышками: дселать узор, разложить по цвету, раскрасить картинку.
• Игры с кубом, на которых есть разные кнопки, замки, шнурки, пуговки.
Такие игры очень увлекают детей. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в раннем возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Таким образом, возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А наши мягкие пособия непосредственно способствуют всестороннему развитию детей раннего возраста. В результате дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам цвет,форма. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Главной целью дошкольного учреждения является всестороннее развитие личности ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях.
В нашей группе с помощью родителей сделано много игр своими руками, что привлекает детей. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, в семье. Разнообразие игр позволяет заинтересовывать детей. Интересны детям книжки с заданиями, сказками, где можно участвовать, что-то делать:
• Игры с прищепками: дополнить силуэт, развесить одежду.
• Игры с крышками: дселать узор, разложить по цвету, раскрасить картинку.
• Игры с кубом, на которых есть разные кнопки, замки, шнурки, пуговки.
Такие игры очень увлекают детей. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в раннем возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Таким образом, возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А наши мягкие пособия непосредственно способствуют всестороннему развитию детей раннего возраста. В результате дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам цвет,форма. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.
Игры с прищепками
Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.
Чудесный мешочек
Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.
Конструктор
Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.
«Тактильная коробка»
Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольников.
Игры с прищепками
Малыши очень любят забавные игры с прищепками. Изготовить такие легче всего:
1. Подбирается основное изображение, на которое будут крепиться прищепки.
2. Распечатывается, покрывается защитной прозрачной плёнкой во избежание повреждений и загрязнений.
3. Потом уже по цвету согласно замыслу подбирают и прищепки.
Игры с крышками от пластиковых бутылок
Крышки можно навинчивать на срезанные и приклеенные на картинку верхние части бутылок с горлышками. Можно проделать в них отверстия и использовать для нанизывания, как крупные бусы, а также раскладывать по цвету.
Предметы для прикручивания крышечек могут быть самыми разнообразными
Крышки можно также раскладывать по цветам в стаканчики
Яркие пластиковые крышечки ещё и легко моются
Шнуровки
Здесь игровое поле состоит из изображения и деталей, которые нужно к нему «пришнуровать» — прикрепить шнурками или толстыми нитками
Пальчиковые куклы
Это пособие для пальчиковых игр не требует материальных затрат и особого труда. Всего лишь нужно распечатать готовые шаблоны персонажей с отверстиями для пальчиков. Дети надевают куклу на пальчики и «ходят» ими, выполняя действия согласно словам игры.
Бумажные куклы с отверстиями для пальчиков сделают упражнение занятной игрой
Существует и второй вариант пальчиковых кукол: они шьются из ткани по типу напёрстков. Использовать их можно для игры, гимнастики, театрализации.