Елена Сухореброва
Нетрадиционные формы взаимодействия в детском саду. Опыт работы
«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени
зависит, каким станет сегодняшний малыш»
Сухомлинский В. А.
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У детского сада и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия в детском саду, Опыт работы» размещена в разделах
Наш детский сад много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным, ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Мы используем различные формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:
• Информируем родителей обо всем, что происходит или будет происходить в детском саду в группе в контакте ДОУ. Также у каждой группы есть своя страничка в социальной сети.
• Организуем различные акции и проекты:
«Буккроссинг» (выбери себе книгу, возьми ее почитать, прочитал – верни, принеси взамен другую книгу (по желанию)
«Читаем детям» (мамы, папы, бабушки, дедушки активно участвовали в акции, приходили и читали детям сказки, рассказы)
Акция «Эксклюзивный рецепт семейного блюда» (родители совместно с детьми готовили семейное блюдо, фотографировали и выкладывали в группе в контакте с пошаговым рецептом.)
Книжная акция «Кот в мешке» (ребенок с родителем достает записку из мешочка, в ней название произведения, дома родители читают произведение ребенку, обсуждают его, ребенок рисует рисунок или вместе с родителем делает любой творческий продукт по прочитанному произведению). По окончанию акции организовали выставку рисунков, поделок. «По станицам детских книг». Самых активных читателей ждали подарки.
Наш детский сад активно сотрудничает с Чалнинской библиотекой. Работники библиотеки совместно с воспитателями проводят мероприятия, экскурсии, игры не только с детьми, но с родителями.
В рамках проекта детского сада «Мозаика здорового питания в «Лесовичке» родители совместно с воспитателями проводили занятия по здоровому питанию и мастер – классы по правильной сервировке стола.
• Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
Наши педагоги стараются проводить собрания в нетрадиционной форме. Это совместные собрания с воспитанниками, мастер-классы, викторины, с использованием ИКТ-технологий (презентации, видео-ролики из жизни группы и т. д.). Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.
• Уделяем особое внимание проблемам организации индивидуальных, групповых консультаций и встреч родителей с педагогом – психологом и логопедом.
В нашем детском саду функционирует «Сенсорная или волшебная комната», где педагог – психолог провидит псих коррекционные и психопрофилактические занятия с детками.
А также психолог и логопед организуют в данной комнате совместные встречи, занятия с родителями и проводят консультации, знакомят родителей с методами и приемами работы с детьми.
• Огромное значение придаем такому виду сотрудничества как праздники и мероприятия.
Готовят их не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
Родители активно принимали участие в мероприятии «открытие «Года семьи» (каждая семья (по желанию) создала свой семейный фильм «Моя семья» и участвовала в составлении ромашек «Что такое семья», которые сейчас украшают наш детский сад.)
Активно принимают участие в утренниках не только в качестве зрителя в традиционном варианте, а в качестве участника, например, в роли какого – ни будь героя.
«Фейерверк сказок» (в театральных постановках активное участие принимали родители: в качестве рассказчиков, героев сказок)
«Осенний кросс» (родители в качестве участников забега и болельщиков. Изготавливали плакаты, придумывали речевки, девизы)
«День дублера» (с самого утра родители наших воспитанников ежедневно выполняли обязанности воспитателей, проводили режимные моменты, занятия, игры, читали сказки перед сном)
«День отца» (квест – игра : папы были ведущими на станциях, которые рассказывали о своих увлечениях и проводили игры с детьми и родителями соответствующие их увлечению: папа – путешественник, папа – рыбак, папа – спортсмен, папа - водитель)
В этом году, в рамках одной из годовых задач «Использование нетрадиционных форм и методов работы с семьей с целью построения партнерского взаимодействия семьи и детского сада» мы в план работы включили проект «Детский сад и семья – два мира одного детства» в котором работа с родителями будет осуществляться и уже осуществляется по направлениям в «Семейных клубах». Воспитатели самостоятельно определили для своих групп одно из предложенных направлений:
Художественное «Клякса»
Экспериментальное «Научная лаборатория»
Творческое «Умелые ручки»
Театральное «Перевоплощение»
Литературное «Любознайки»
Здоровье сберегающее «Крепыши»
Экологическое «Эколята»
Трудовое «Самоделкин»
Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.