Хамида Рахматалиева
Сценарий родительского собрания нетрадиционной формы «Квест-путешествие «В страну знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий родительского собрания нетрадиционной формы
Квест – путешествие «В страну знаний»
-Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о подготовке детей к школе.
Публикация «Сценарий родительского собрания нетрадиционной формы „Квест-путешествие „В страну знаний“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Подготовка ребёнка к школе - ответственный момент. Большинство родителей задаются вопросом : «готов ли ребёнок к школе? Может быть ещё остаться год дома?». Этот факт заставляет их переживать и волноваться. В настоящее время представлен огромный выбор книг и пособий по развитию ребёнка, а также существуют различные студии, которые подготовят ребёнка к школе, научат писать и читать. Но, достаточно ли этого, что является важным моментом, свидетельствующим о готовности ребёнка к школе? Разделяют:
* физическая готовность, которую необходимо обязательно учитывать при определении готовности к школьному обучению;
*психологическая готовность
Физическая готовность – это:
-состояние здоровья;
-определенный уровень зрелости организма ребенка;
-уровень развития двигательных навыков и качеств;
-особенность тонких моторных координаций;
-физическая и умственная работоспособность.
Психологическая готовность – это:
-мотивационная готовность - сформированность новой социальной позиции и желания учиться, получать знания, умение слушать и слышать учителя и выполнять его задания;
-интеллектуальная готовность - соответствующая возрастному уровню зрелость высших психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, речи; умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, а также достаточный объем словарного запаса, развитый фонематический слух, хорошая иннервация артикуляционного аппарата; отсутствие нарушений мелкой моторики;
-эмоционально-волевая готовность - адекватная самооценка и самовосприятие, умение управлять своим поведением, владеть приемлемыми способами социального поведения, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция функций контроля и программирования;
-социально-коммуникативная готовность - умение устанавливать контакт со взрослыми сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив, готовность к конструктивным способам взаимодействия.
Что должен знать и уметь ребенок шести – семи лет?
Ознакомление с окружающим: знать и называть свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; в каком городе/стране он живёт; уметь ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, дни недели; определять понятия «право-лево», основные цвета; иметь представления о природных и погодных явлениях; знать названия самых распространённых растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей; уметь рассказать, чем он любит заниматься. То есть, кругозор и общая осведомлённость ребёнка не должны быть сужены и иметь узконаправленный характер.
Развитие речи: уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой; называть несколько существенных признаков сходства и различия; самостоятельно составлять связный рассказ; пересказывать небольшие рассказы, изменять слова, образуя новые; использовать в речи антонимы; отгадывать загадки, понимать образные выражения; выговаривать все звуки, уметь использовать обобщающие понятия.
Грамота: уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце); делить слова на слоги; определять количество слогов в слове; определять количество звуков в слове; различать гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие согласные.
Математика: уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; знать знаки (<, >,+, -,=); простые геометрические фигуры; уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части; уметь составлять и решать арифметические задачи; уметь оперировать понятиями («налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже» и т. д.); ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты); определять время по часам; решать простые логические задачи, головоломки, ребусы, отгадывать загадки.
Внимание: выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут; находить 10 отличий между предметами; удерживать в поле зрения до 10 предметов; выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение; уметь находить одинаковые предметы.
Память: уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов; рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы; подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке; запоминать расположение игрушек (8-10, назвать по памяти, что где находится); повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.
Мышление: оперировать обобщающими понятиями и объединять предметы в группы по определённым признакам («что общее?»); выстраивать логический ряд из определённой группы фигур или предметов; выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам («что лишнее?»); уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам; решать логические задачи; сравнивать предметы друг с другом (что общее, в чем разница, выявлять несоответствия между ними.
Письмо: уметь правильно держать ручку и карандаш в руке; проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; обводить по контуру рисунок; уметь рисовать по клеточкам и точкам; копировать с образца геометрические фигуры; уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
А сейчас уважаемые родители, для активного включения в процесс подготовки ваших детей к школе, мы предлагаю Вам превратиться в детей, и поучаствовать в квест – путешествие «В страну знаний». В этой сказочной стране вас ждут разные задания: вам надо будет складывать, вычитать, сравнивать, думать и размышлять. За каждое выполненное задание вы получите букву. Затем из этих букв выложите слово. Задания эти для сообразительных и находчивых! Предлагаю превратиться
Что поможет нам справиться со всеми заданиями? (дружба, сплоченность, умение работать в команде.)
Разминка - проводит психолог
Игра – приветствие «Шире круг»
Описание игры: Два участника встают лицом друг к другу и берутся за руки, остальные под веселую мелодию свободно перемещаются вокруг них. Задача: – после остановки музыки поймать кого – нибудь из свободных участников, не расцепляя рук (сверху) и громко сказать «Привет». Пойманный отвечает на приветствие и встает с ними в круг, между первыми двумя, все берутся за руки так, чтобы образовался круг из трех человек. С началом музыки «свободные начинают движение, а тройка с окончанием музыки ловит следующего игрока, который становится очередным сектором круга и т. д.
Задача – выловить таким образом всех участников.
Приветствовать можно как кошечки, собачки и т. д. по желанию. Пойманный отвечает так, как прозвучало приветствие именно для него.
Ход путешествия:
Воспитатель: Ребята, сегодня принес почтальон нам письмо.
-Давайте посмотрим, что это за письмо, может, мы узнаем из него что-то интересное. (Разворачиваю письмо)
-Написала его Фея из страны знаний.
«Дорогие ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну знаний, где я приготовила вам разные задания. Вам надо будет складывать, вычитать, сравнивать, решать весёлые задачки, думать и размышлять. За каждое выполненное задание вы получите букву. Затем из этих букв выложите слово. Задания эти для сообразительных и находчивых детей! Фея из страны знаний».
Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться в путешествие? Не боитесь трудностей? Вы любите путешествовать? А как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей).
- Я тоже люблю путешествовать!
-На чем можно отправиться в путешествие? (выслушиваем варианты ответов)
А поедем мы на поезде.
-А что нужно купить для поездки на поезде? (билеты)
Кассир – мама (остальные мамы помогают детям найти свое место)
- Уважаемые пассажиры! Берите билеты и занимайте в вагонах свои места. Вы заметили, что билеты необычные. Как же узнать, какое у вас место? (билеты - это карточки с написанными примерами на сложение и вычитание, а на стульях карточки с ответами).
- Конечно. Нужно решить пример. (Дети решают примеры и находят свои места.
Вывод: выполняя задание, дети тренируют умения решать простейшие примеры на сложение и вычитание, пользоваться различными средствами для решения примеров
– Ребята, посмотрите друг у друга, правильно ли вы заняли места? Но перед тем как наш поезд отправится в путешествие, давайте вспомним:
-какое время года?
-какой месяц?
-какой он по счету?
- сколько дней в недели?
- назовите их;
- какой сегодня день недели?
- какой он по счету?
- вчера какой был день недели?
- завтра какой, будет день недели?
- Молодцы! Поехали!
Звучит песня «песня – танец «Паровоз»
- Внимание! Внимание! Приехали! Куда попали мы не знаем, но узнаем когда выполним задания. Ребята, и нас ждет первое задание. Здесь зашифрован какой – то предмет. А, что это за предмет, мы узнаем если соединим цифры по порядку.
1. «Нарисуй по цифрам» - замок из 2 половинок (дети делятся на 2 группы, на полу выполняют задание, затем соединяют обе половинки)
- Вы справились с заданием, и получаете букву «К». Замок у нас есть, чтобы его открыть нам нужен ключ.
Вывод: закрепление порядкового счета от 0 до 10.
2. Графический диктант «Нарисуй ключ»
Задание для детей:
Мы с вами будем писать графический диктант. Будьте очень внимательны. Найдите точку на страничке. От этой точки 1 клетка вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 4 вправо, 3 вверх, 2 вправо, 4 вниз, 10 влево.
-Что получилось? (ключ). У наших мам? (ключ, и получаете еще одну букву «О»
-Давайте попробуем открыть наш замок.
-Какой же ключ нам подойдет? (ключ детей).
Замок открыли и попали в сказку «Иван Царевич и серый волк».
Вывод: при выполнении графического диктанта, дети закрепляют навыки ориентировки на листе бумаги.
3. Задание «Напиши слово в клетках «Иван Царевич» и составь схему слова».
- Молодцы! С заданием справились и еще одна буква «Н». Но на этом наше путешествие по сказке не заканчивается. Мы знаем, что в этой сказке живет Жар – птица, которую поймал Иван – Царевич. Давайте вспомним, кто помог Ивану найти эту птицу (волк).
4. Задание «Рассели буквы в домики». (слово «Волк»). Предлагаем три варианта схемы слова состоящих из 4 букв.
-Вы должны узнать какая схема подходит к нашему слову.
За выполненное задание, дети получают букву «Е».
Вывод: закрепляем знание о согласных, гласных буквах, умение соотносить схему слова с названием предмета.
5. Задание «Раскрась Жар – птицу».
Каждое перо имеет свой цвет. Чтобы знать какого цвета перо – нужно разгадать загадку:
Разноцветные ворота,
На лугу построил кто –то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три
Целых семь, ты посмотри
Как ворота эти звать… (радуга).
Молодцы! Это радуга. Какой первый цвет радуги? (красный)
-Назови овощ, в котором первый звук «К» (картошка, капуста, кабачок)
Далее на каждый цвет, даем детям определенные задания:
-оранжевый (назвать слова, где звук «О» находится в середине);
-желтый ( назови фрукты желтого цвета: (лимон, банан, груша);
-зеленый (назови животное, где первый звук «З» (заяц, зебра, зубр);
-с помощью загадки, дети называют следующий цвет:
На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно… (голубой);
-синий (назови мебель, в слове которого первый звук «С» (стул, стол, скамейка);
-фиолетовый (назови предметы, в которых есть звук «Ф»)
-Хорошо, а сейчас мы раскрасим нашу жар – птицу (раскрашиваем мелками)
Вывод: выполняя такие задания, у детей развивается слух, дети учатся подбирать слова на заданный звук, называть предметы на заданный звук, разгадывать загадки, закрепляя знания полученные раннее.
-Молодцы! Получилась очень красивая птица, и давайте на ней полетаем.
РЕЛАКСАЦИЯ. Упражнение «Путешествие в будущее». Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что вы летите на красивой жар – птице, у вас в руках воздушные шарики всех цветов радуги. Вдыхайте глубоко воздух, представьте, что ваши шарики начинают расти. Дышим легко, ровно, глубоко. Вот шарик красного цвета отрывается от вас, поднимается в небо и летит в школу. Дышим легко, ровно, глубоко.
Красный шарик яркий, как спелые ягоды в саду, как румяные щечки, посмотрите на него, красный шарик подарит вам ДРУЖБУ.
Вот шарик оранжевого цвета отрывается от вас, поднимается в небо и летит в школу. Дышим легко, ровно, глубоко.
Оранжевый шарик, такой же яркий и сочный, как апельсин. Посмотрите на него, оранжевый шарик подарит вам ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.
Вот шарик желтого цвета отрывается от вас, поднимается в небо и летит в школу. Дышим легко, ровно, глубоко. Желтый шарик напоминает нежного пушистого цыпленка, теплое солнышко, и мы улыбаемся. Желтый шарик подарит вам ОТЗЫВЧИВОСТЬ.
Вот шарик зеленого цвета отрывается от вас, поднимается в небо и летит в школу. Дышим легко, ровно, глубоко. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно - зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Представьте, что вы смотрите на зеленый шарик…Этот шарик подарит вам ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ.
Вот шарик голубого цвета отрывается от вас, поднимается в небо и летит в школу. Дышим легко, ровно, глубоко.
Голубой шарик подарит вам УСИДЧИВОСТЬ.
Вот шарик синего цвета отрывается от вас, поднимается в небо и летит в школу. Дышим легко, ровно, глубоко. Синий шарик такой же, как струящаяся вода, как небо. Посмотрите на него, синий шарик подарит вам ТРУДОЛЮБИЕ.
Вот и последний фиолетовый шарик отрывается от вас, поднимается в небо и летит в школу. Дышим легко, ровно, глубоко. Фиолетовый шарик подарит вам УВАЖЕНИЕ, к себе, к своему труду и ко всем окружающим вас людям.
Со всеми этими качествами вы станете самыми успешными учениками! В добрый путь!
Дышим ровно, спокойно, разворачиваем нашу жар – птицу и летим к нашему любимому детскому саду, в наш самый красивый музыкальный зал и открываем глаза.
Вспомните, что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на воздушные шары. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
И вот вы получаете последнюю букву «Ц». Давайте прочитаем вместе какое слово у нас получилось - «КОНЕЦ». Это значит, что наше путешествие подошло к концу.
-Сегодня у нас было необычное путешествие, мы с вами побывали в сказке, о чем мы сейчас, расскажем нашей жар – птице.
РЕФЛЕКСИЯ: участники встают в круг, передают птицу из рук в руки, при этом проговаривая выполненные в ходе путешествия задания.
Вывод: применение нетрадиционных форм при подготовке детей к школе, а именно квест – путешествие позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников, преподнести порой скучные задания в такой форме, что дети с удовольствием выполняют их, дети учатся работать в команде, слаженно, ведь именно от этого будет зависеть конечный результат. Все это способствует сплоченности маленького коллектива. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно реализовать задачи направленные на самовоспитание, саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией будущего первоклассника.