Люция Зиннатуллина
«Нетрадиционные формы оздоровления детей». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 164 присмотра и оздоровления»
Московского района г. Казани.
Нетрадиционные методы оздоровления детей. Дыхательная гимнастика.
(выступление на педагогическом совете)
Воспитатель :
Зиннатуллина Л. И.
Казань 2014
Нетрадиционные формы оздоровления детей.
Публикация «„Нетрадиционные формы оздоровления детей“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников. По данным НИИ гигиены и профилактики заболевания детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, снизилось количество детей абсолютно здоровых.
В детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. Изменения, происходящие в нашей жизни коснулись и работы детских учреждений. Появилась возможность перестроить содержание работы детского сада, т. е. обрести самостоятельность в организации педагогического процесса. Дошкольники поддержали идею президента отделения ноосферного образования международной академии общественного развития Толгата Фохатовича Акбашева о создании Республики здоровья. А это значит, что кроме традиционных методов оздоровления мы стали использовать и нетрадиционные. Все средства избранные нами для совершенствования физического развития мы разделили на три группы:
Профилактические, интенсивные, сильнодействующие.
Профилактические – цель которых повысить адаптационные возможности организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
К ним относятся:
Получение праны – цель – дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, освободиться от болевых ощущений, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Дать духовные и физические силы.
В течение дня на прогулке, по дороге домой подойти к дереву, прикоснуться спиной к стволу, обхватить его руками, подогнуть одну ногу, прикоснуться голой стопой к коре дерева, закрыть глаза и мысленно попросить: «Мать природа, дай здоровья». Направить мысль внутрь себя, прислушаться к работе всех своих органов. Поблагодарить природу за данную нам энергию.
Сосна, береза подпитывают энергией. Ель, осина, тополь снимают боль при воспалительных процессах, удаляют избыток энергии.
Промывание носа холодной водой.
Цель – восстановить носовое дыхание, освободить носоглотку от вирусной инфекции, которая затем опускается в дыхательные пути.
Подставить под воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко втянуть воду с ладони в нос и резко вытолкнуть её. Повторить то же самое с правой ноздрей.
Закаливание носоглотки чесночным раствором.
Цель – профилактика ангин, ОРВИ, гриппа. Это средство применяется в народе со времен Гиппократа. Оно очищает кровь, убивает болезнетворные микробы.
Один зубчик размятого чеснока залить одним стаканом кипяченой воды и настоять час. Полоскать горло, кому необходимо закапать в нос. Использовать раствор в течение двух часов. Применять с первого октября по первое апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.
Здоровое питание.
Цель – усилить значимость растительной пищи для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно–кишечного тракта. Повысить жизненные силы, устойчивость к простудам.
Пшеницу тщательно промыть холодной водой. Затем разложить между двумя слоями хлопчатобумажной ткани в эмалированной или глиняной кастрюле и поставить в теплое место. Через 32-34 часа пшеница, у которой появились ростки, хорошо промывается холодной кипяченой водой, дается детям по одной столовой ложке после дневного сна.
Название «Салат жизни»
Очистительный салат.
Цель – способствовать очистке организма от шлаковых веществ, оптимальному режиму работы желудочно-кишечного тракта, выработке желудочного сока с помощью клетчатки.
Салат из свежих овощей (капуста, морковь и др.) дать по столовой ложку на голодный желудок перед основным завтраком за 15 минут.
Эликсир здоровья
1 кг кураги, 1кг изюма, 1 кг чернослива, 1 кг гр. орехов, 2 ст ложки меда, 2 лимона.
По 1 ст ложке утром и вечером.
Укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма во время гриппа.
Сон на жесткой постели без подушки. Канцудзо Ниши советует: «Чтобы сохранить привычку к идеальной осанке, нет лучшего средства, как постоянно исправлять нарушения, возникающие в позвоночном столбе, при помощи сна на твердой ровной постели».
Вторая группа методов – интенсивная группа
К ним относятся: утренняя гимнастика на свежем воздухе.
Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, активизировать обменные процессы.
Проводим зарядку на свежем воздухе. Она проводится в облегченной одежде. Сначала бег в медленном темпе. Можно бегать стайкой в средней группе. Исходное время 3-3.5 минуты. В подготовительной к школе группе от 7-12 минут. Воспитатель бежит вместе с детьми, следит за состоянием детей. Заканчивается бег постепенным переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания. Затем выполняются упражнения на расслабления.
Оздоровительный бег (дозированный)
Цель – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшать газообмен, укреплять мышцы, кости, суставы.
Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, на сердце, на легкие, вызывает активное потоотделение, вырабатывает выносливость.
Однако его надо строго дозировать. Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским пластырем – это позволяет им самим регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
Дозированный бег проводится перед общеразвивающими упражнениями в конце прогулки, после занятий, перед босохождением.
Дыхательная гимнастика по системе Бутейко, с элементами цыгунйоговского дыхания
Цель – обеспечит полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Легкие не только орган дыхания, они принимают активное участие в выработке физиологически-активных веществ, участвуют в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров, углеводов.
Массаж и самомассаж.
Цель – привлечь детей к самопрофилактике, диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научиться серьезно и бережно относиться к своему здоровью. Повысить защитные средства слизистых оболочек гортани, глотки, трахеи, бронхов.
Во время утренних процедур самомассаж ушной раковины, пальцев рук, стоп, су-джок терапия.
Аутотренинг
Цель – воздействовать на посознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов, с помощью отдельных формул аутогенной тренировке учить детей расслабляться.
После двигательной активности необходимо сесть в кресло или лечь в постель, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей, дышать глубоко и спокойно.
Третья группа методов – сильнодействующая
Плавание, моржевание, обливание по системе Порфилия Корнеевича Иванова.
Плавательный бассейн закрыт
Самое главное для нас, что дети чувствуют после каждого выполненного упражнения. Куда вошел воздух, какого он цвета, где стало хорошо и комфортно в организме. У воздуха своя музыка, у воды своя. К ней надо прислушаться, поверить в неё, понять и принять. И обязательно поблагодарить создателя за то, что ты жив и здоров. Ощутить тепло в сердце от этого благодарения, ведь сердце – это маленький теплый кусочек солнца. Он пульсирует, растет, заполняет теплом всю грудь. Его лучики просятся наружу. Посылаемых вперед навстречу другим лучам других людей. Эти теплые лучи встречаются, соединяются, притягивают все новые и новые – так рождается дружба, добро, человечность.
И чем больше таких добрых сердец мы с вами вырастим, тем меньше зла останется на земле. И тем самым мы сможем сохранить нашу прекрасную планету, название которой – Земля.
В. Востоков «Белый лаша» 1994 г.
В Травинка «Голубая целительная глина» 1996 г.
Журнал «Дошкольное воспитание» 1996, 1997 г.
Опыт Иркутска, Новосибирска
Лекции Т. Ф. Акбашева по валиологии