вера гагарина
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы как один из видов здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы как один из видов здоровьесберегающих технологий
Гагарина В. В. ,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №60
г. Белгород
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы как один из видов здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Публикация «Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы как один из видов здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Аннотация: Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. Понимая актуальность работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников педагоги групп компенсирующей направленности для детей с речевыми трудностями должны целенаправленно работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, искать методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушениями речи. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, мы считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, коррекционно – оздоровительная работа, нетрадиционные формы физкультурно – оздоровительной работы.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит созревание и совершенствование жизненныx систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются физические качества, формируется осанка, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Малоподвижность детей плохо сказывается на их физическом и духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает их психическую активность. Современные условия жизни (комфорт в квартирах, транспорт и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются ни только в семье, но также и в дошкольных учреждениях. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании. Статистические данные показывают, что наиболее распространенной проблемой у дошкольников является недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно - временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Главным направлением считаем создание двигательной активности на основе творческой деятельности. Все дети хотят и мечтают быть сильными, смелыми, ловкими, быстрыми. Все это, к сожалению, недостижимо, если не будет главного-здоровья. К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежеминутно, ежечасно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На своих занятиях и в повседневной жизни мы развиваем природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её. Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. У детей с общим недоразвитием речи изменен мышечный тонус, поэтому инструктор по физической культуре особое внимание уделяет упражнениям на осанку и активное расслабление, и напряжение мышц. Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания Мышечная деятельность, как важный фактор соморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка. Именно поэтому ребёнку необходима оптимальная двигательная активность, недостаток её неблагоприятен: нарушается обмен веществ, ослабляется сердечная деятельность, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается общее состояние ребёнка. Всё должно быть в меру. Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы. Использование только традиционной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурных занятий в ДОУ.
Нетрадиционные подходы к построению и сoдержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, не возможен без тесной связи с положительными эмоциями детей, так как именно они благотворно влияют на психику ребенка. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта, личностно ориентированная модель которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.
Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми :
- Дыхательная гимнастика;
- Ритмопластика;
- Элементы логоритмики;
- Психомышечная тренировка;
- Самомассаж. Су-Джок терапия;
- Фитбол – гимнастика;
- Степ – гимнастика;
- Эвритмическая гимнастика;
- Корригирующая гимнастика;
- Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Дошкольникам полезны: динамические часы, ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, также должен быть предоставлен простoр для развлечений, самостоятельных игр и в том числе упражнений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме : походы, олимпиады, путешествия, дни здоровья, нужно давать детям возможность импровизировать на занятиях. Используя нетрадиционные методы в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, положительного эмоционального подъёма, снижения заболеваемости, подарить детям радость в движении. Не нужно навязывать своё мнение, свою форму ведения занятия. Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию планируется с учетом физических индивидуальных особенностей детей, а так же при тесном контакте медицинской сестры и логопеда. Одним из звеньев неразрывной цепи коррекционно-образовательного процесса является взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре
Развитие ребенка так же зависит и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка, а не только от хорошей биологической основы. Oт воспитания, физического и нравственного развития ребенка вo многом зависит вся его последующая жизнь.
Список литературы:
1. Зайцев, А. А. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : Учеб. пособие / А. А. Зайцев, Е. В. Конеева, Н. К. Полещук и др. - Калининград: Калинингр. ун-т., 2007. - 71 с.
2. Моргунова, О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст]/ О. Н. Моргунова. - Воронеж: ИкМА, 2005 - 127 с.
3. Шебеко, В. Н. Формирование мотивов двигательной активности у детей дошкольного возраста / В. Н. Шебеко // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения : психолого-педагогический подход: материалы междунар. науч. -практ. конф., Москва, 20-21 нояб. 2008 г. - Москва: Московский городской пед. ун-т, Институт психол., социол. и социальных отношений, 2008. - С. 196-198.
4. Подольская И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Издательство Учитель, 20012.