Омелькова Наталья Владимировна
Нетрадиционное рисование
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барабинская основная общеобразовательная школа»
Структурное подразделение Детский сад с. Бараба
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА
МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
2017 – 2019 годы
Составитель: Омелькова Н. В. ,
воспитатель.
с. Бараба
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …. …. 3
I. Аналитическая часть…. 7
1.1. Анализ результатов изучения методической литературы по вопросу развития творческих способностей детей дошкольного возраста….7
Публикация «Нетрадиционное рисование» размещена в разделах
1.2. Анализ создания условий развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для развития творческой активности старших дошкольников…. 9
1.3. Анализ результатов по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования… 13
1.3.1. Основные формы и методы по внедрению нетрадиционных техник рисования детей дошкольного возраста.
1.3.2. Сводная таблица используемых нетрадиционных техник по возрастным категориям дошкольников.
1.3.3. Использование инновационных технологий обучения.
1.4. Диагностический инструментарий по выявлению творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования…. 19
1.5. Анализ взаимодействия с родителями ДОУ как участниками образовательного процесса ….…22
1.6. Результаты участия в мероприятиях воспитанников …25
1.7. Личностные результаты педагога за межаттестационный период….25
2. Проектная часть…26
2.1. Проблемы, возникшие в межаттестационный период…. 26
2.2. Пути и средства решения проблем…. 26
2.3. Сроки внедрения проекта…. 27
2.4. План работы над проектом…. …27
Заключение…. 28
Список литературы ….…29
Приложение
Введение.
Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей.
Стандарты нового поколения в области дошкольного образования предполагают комплексность подхода, обеспеченность развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Раскрывая понятие «художественно-эстетическая компетентность», можно выделить следующие направления работы в области дошкольного образования по развитию детского художественного творчества:
1) развитие эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности и развитие творческого воображения, стойкой мотивации достижений;
2) развитие креативности - способности к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью и развитие способности к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.
В художественно-эстетическом развитии дошкольников рассматриваются целевые ориентиры как краткосрочные, так и долгосрочные, направленные на позитивные изменения в развитии личности, готовой к творчеству, саморазвитию и самореализации.
Согласно ФГОС дошкольного образования разработана содержательная сторона целевых ориентиров по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог ДОУ:
- ребёнок овладевает основными общекультурными способами приобщения к художественно-эстетической культуре;
- ребёнок обладает способностью к выстраиванию ценностно-эмоционального взаимодействия с миром как культурным средством, в результате чего у ребёнка формируется и складывается целостная картина мира;
- ребёнок обладает развитым творческим воображением, проявляющимся в восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего мира посредством создания нового продукта собственного творчества, обогащающего его детскую субкультуру;
- у ребёнка развивается мелкая моторика и зрительно-двигательная готовность, что обеспечивает творческое воображение, он проявляет любознательность и склонен к наблюдению за художественно-продуктивной деятельностью других людей, педагога, народного мастера, художника.
Анализ педагогической литературы, программно – методических материалов, изучение практической стороны образовательного процесса дошкольников и оценивание собственной деятельности позволило выявить следующие противоречия:
1. Между потребностью развития творческих способностей, детей дошкольного возраста и отсутствием системы работы по развитию творческих способностей дошкольного возраста, через изобразительную деятельность.
2. Между необходимостью развития творческих способностей через изобразительную деятельность и недостаточными возможностями взаимодействия между родителями и педагогами.
Данные противоречия позволили обозначить проблему:
что изучение технологии развития творческих способностей посредством обучения нетрадиционной технике рисования применяется редко и дети с этой техникой мало знакомы.
Из вышесказанного следует, что данное исследование актуально и значимо, особенно в настоящее время, когда дошкольное образование работает по ФГОС ДО и в ДОУ все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе изобразительной деятельности, как важному фактору развития ребёнка.
Таким образом, тема аналитического отчета «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Объект исследования процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию.
Предмет исследования использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, путем использования нетрадиционных техник рисования.
Исходя из цели, можно поставить задачи:
1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме;
2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, постоянно создавать и совершенствовать условия для развития творческой активности, фантазии, мышления, познавательного интереса, экспериментирования с изобразительными материалами;
3. Использовать нетрадиционные техники рисования для работы с детьми дошкольного возраста (подбор методов и приемов);
4. Систематически работать над повышением компетентности родителей в вопросах изобразительного искусства;
5. Систематически проводить диагностические работы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционной техники рисования.
Гипотеза:
Развитие творческих способностей детей дошкольников при использовании нетрадиционной техники рисования пройдет успешно, если такие занятия проводить систематически, с правильным подбором методического материала и оборудования.
Для осуществления своей педагогический деятельности и решения обозначенных задач руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
• Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);
• Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н);
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1. 3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от17 октября 2013г. № 1155);
• Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014г.);
• Письмо Минобрнауки России «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011г. № 2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях» (от 17.11.2011г. № 03-877);
• Письмо Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (от 07.06.2013г. № ИР-535/07);
• Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ (Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года);
• Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Барабинская ООШ»;
• Основная общеобразовательная программа- образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МБОУ «Барабинская ООШ» структурное подразделение детский сад с. Бараба.