Светлана Веснина
Непосредсвенно образовательная деятельность в средней группе «Путешествие в зимний лес» с использованием ИКТ.
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
на тему «Путешествие в зимний лес» с использованием ИКТ
Задачи:
• обобщить и закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются; расширить их знания о повадках лесных жителей, формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас («гайно», «мышкует»)
• развивать у детей мышление (умение самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре);
Публикация «Непосредсвенно образовательная деятельность в средней группе „Путешествие в зимний лес“ с использованием ИКТ,» размещена в разделах
• воспитывать любовь к природе, интерес к животным
Материал и оборудование:
Игрушки: лиса, белка, заяц, мышка; видео «Как лиса мышкует»; презентация; обручи; карточки-модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат); еловая шишка, веточка; фонограмма вьюги, подвижная музыка для игры.
Предварительная работа: наблюдения в природе, оформление в группе альбома «Дикие животные», беседа о повадках животных зимой.
Последующая работа: рассматривание картинок о жизни животных зимой, продолжать знакомить с другими дикими животными, подобрать книги и стихи о животном мире, создание и просмотр презентации «Животные нашего края».
Группа оформлена в виде зимнего леса :
1. Искусственная ёлка, на ней сидит белка
2. Сугроб из белой ткани, в центре сугроба емкость (ванночка) со снегом
3. Куст из веточек – под ним сидит заяц
4. Нора (ведро, обернутое белой тканью, в норе сидит лиса
5. Поваленное дерево (скамейка гимнастическая)
Ход совместной деятельности
1. Вводный этап. Вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
- А вы были когда-нибудь в зимнем лесу.
- Давайте тепло оденемся. Что нам нужно надеть, чтобы отправиться в лес? Валенки, шапки, шубки, рукавички.
П/и «Оденься» (имитация движений)
- Готовы? Пойдемте.
Дети идут за воспитателем по группе и приходят на снежную полянку.
Подходят к сугробу (в нём ванночка со снегом)
(звучит фонограмма «Вьюга»)
Воспитатель:
- Ветер дует, холодно, посмотрите, елочка в снежной шубке стоит. Какие сугробы в лесу намело, а снег, хотите потрогать?
- Какой он? Холодный или теплый?
Дети берут снег в руки, отвечают на вопросы:
- Холодный. Тает в руках.
Воспитатель: - Почему он тает в наших руках?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель спрашивает какие у вас ручки? Подводит детей к выводу, что от тёплых рук тает холодный снег.
3. Вывод и переход на разгадывание загадок:
Воспитатель: Наши ручки тёплые, потому что мы одеваемся зимой тепло и не мёрзнем.
(Можно дать детям возможность ответить самим на вопрос, почему наши ручки не мёрзнут на улице и остаются тёплыми)
Воспитатель: А как же животные живут в зимнее время?
Высказывания детей.
Воспитатель: Хотите посмотреть, как и где зимуют животные в лесу? Сначала отгадайте загадки:
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет? (белка)
Воспитатель: Найдите в лесу жилище белки.
Дети отгадывают загадку, находят нужное животное на «снежной полянке».
4. Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о белке. Словарная работа.
Воспитатель: - Как белка выглядит?
Дети: Шубка рыжая летом, зимой - серая; глазки черные, веселые; зубы большие, изогнутые, острые; цепкие коготки; красивый пушистый хвост.
Воспитатель: Чем питается?
Дети: Семенами шишек, сушёными грибами, орешками и т. д.
Воспитатель: Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом?
Дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание детей на правильные ответы (по запаху, прятала сама и т. д.)
Воспитатель: Куда белка прячется в сильные морозы?
Дети: В дупло, гнездо.
Воспитатель: Чем утепляет свое гнездо, дупло?
Дети предлагают свои варианты, что можно найти в лесу для утепления дупла.
4. Вывод и переход к рассказу воспитателя. Знакомство с новым словом.
Воспитатель: Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:
Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют «гайно». Как можно по-другому назвать гнездо белки? Кто запомнил?
Ответы детей (знакомятся и закрепляют новое слово).
Воспитатель: Давайте ещё раз повторим – «гайно». Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.
5. Загадывание загадки. Вопрос-провокация.
- Слушайте следующую загадку:
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора (заяц)
Воспитатель: Как заяц утепляет свою нору?
Дети: У зайца нет норы. (Если дети не ответят, подсказать: где прячется заяц. Сделать вывод: раз он прячется под кусточком, за кочкой, значит у него нет надёжного дома – норы)
6. Беседа воспитателя на уточнение и обобщение знаний о зайце.
Воспитатель:
- Скажите, как заяц готовится к зиме?
- Почему заяц меняет окраску на зиму?
- Как заяц спасается от врагов?
- Чем питается заяц зимой?
Ответы детей на вопросы.
7. Рассказ воспитателя:
Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося.
8. Подвижная игра «Лиса и зайцы» (физкультминутка)
-По лесной лужайке
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
«Зайцы» играют на «полянке»
- Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Приседают на корточки, «роют лапками» корешок.
Вдруг бежит лисичка,
Рыжая сестричка,
Ищет где же зайки. Зайки-побегайки?
Прибегает лисичка, ищет зайчиков, бегает между ними. Дети закрываются ладошками.
-Вот они!
Лисичка находит их и ловит. Дети убегают.
9. Загадывание загадки и беседа о животном.
Воспитатель:
- Есть у меня еще одна загадка:
Рыжий клубок за белым – скок (лиса).
- Почему говорят: «Лиса – всему свету краса!»?
- Как меняется лисий наряд к зиме?
- Как называется жилище лисы?
- Чей дом может занять лиса?
- Чем питается лиса зимой?
Ответы детей на вопросы.
10. Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса с одновременным показом видеофильма «Как мышкует лиса».
Словарная работа.
Конечно, главным лисичкиным кормом становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она «мышкует». Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – «мышковала».
11. Подвижная игра с моделями «Кто, где живет».
Воспитатель:
- Ну вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили чем питаются, почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру?
Давайте поиграем в игру «Кто, где живет» (на полу раскладываются обручи, в центр обручей посадить по игрушке: лиса, белка, заяц).
Детям раздаются карточки-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза.
12. Дидактическая игра «Кто чем питается в лесу».
Воспитатель:
-Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (скамейка, давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру «Кто чем питается в лесу».
( На столе лежат предметы: шишки, веточки, мышки. Нужные предметы дети относят животным)
13. Заключительный этап.
Воспитатель:
-Ой, ребята, мы с вами засиделись, заигрались, а ведь нам пора в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими лесными друзьями.
Под бодрую музыку дети выходят из группы.