Елена Богдановская
«По тропинкам Брянского леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Обобщать и систематизировать представления детей о животных, особенностях жизнедеятельности их в лесу; формировать технико–логические знания детей, используя схемы, модели; развивать кругозор, познавательный интерес детей; воспитывать бережное отношение к животным.
Материалы и оборудование: глобус, карта «Брянской области», графическая модель животных, рисунки, схемы животных, картина – «Как лесник заботится о лесе».
Публикация «„По тропинкам Брянского леса“» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение литературы природоведческого характера, работа с глобусом, картой, работа с графической моделью животных; чтение художественных произведений Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина, Н И. Сладкова, заучивание загадок о животных.
Конспект занятия.
I часть - работа с глобусом, картой.
Вы, ребята, соберитесь,
Дружно вместе улыбнитесь
И послушайте меня.
Как прочту я вам загадку,
Отвечайте по порядку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- Ребята, что такое глобус? (показывает). (глобус – это предметная модель нашей планеты Земля)
- Что обозначено на глобусе? (реки, океаны, моря, горы, леса)
- Каким цветом на глобусе обозначаются леса, луга? (зеленым)
- Каким цветом на глобусе обозначаются горы? (коричневым)
- Каким цветом на глобусе обозначаются моря, реки, океаны? (синим)
(при каждом ответе ребенок указывает это на глобусе)
Воспитатель – А еще на глобусе помечены города – кружочками (показывает). Вы знаете, как называется наш город? Увидеть где находится наш город нам поможет Карта Брянской области, на которой поверхность Земли выглядит плоской (показывает).
- На берегу какой реки он расположен?
- Чем богат Брянский край (лесами).
- Какие леса окружают наш край? (рисунки-схемы (дети находят и показывают схемы лесов – лиственные, хвойные, смешанные)
- Кто обитает в Брянский лесах подскажет нам интересная картинка – модель (модель зверей).
Да действительно сегодня мы будем говорить о диких животных.
Какие условные знаки модели подсказали вам ответ? (Правильно, у всех зверей есть пасть с зубами, тело покрыто шерстью или иголками; звери имеют 4 конечности и вскармливают своих детенышей молоком)
II часть – работа с схемами животных и картой.
А сейчас мои, ребятки,
Загадайте вы загадки,
Опишите в них скорей
Лесных жителей – зверей.
1. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (заяц)
- Правду ли говорят «Труслив как заяц». (почувствовав опасность заяц, как угорелый несется прочь)
- К каким хитростям прибегают зайцы, когда их преследуют? (путают следы, делая зигзаги и большие прыжки в стороны, предупреждают об опасности друг друга, барабаня задними лапами по земле).
- Как заяц приспосабливается к зимнему времени года? (меняет цвет шубки).
Почему зайчиху называют самой заботливой мамой?
2. Он в берлоге любит спать,
Любит лапу он сосать,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (медведь)
- Как называется дом медведя?
- Чем питается медведь?
- Как медведь зимует?
Правильно ли выражение «медведь лапу сосет»?
3. Это рыжая плутовка
И коварна и хитра,
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит рыжая … (лисица).
- Как называется дом лисы? (нора)
- Почему говорят: «лиса – плохая хозяйка, грязнуля»?
- В какое время суток охотится лиса?
- Почему говорят «лиса мышкует»?
- Как лиса зимует? (сворачивается клубочком в снегу, прикрывшись хвостом).
4. Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк)
- Как называется нора волка?
- Для чего волк устраивает логово?
- Чем кормят волчихи волчат?
- Как волки охотятся? (стаями, в одиночку)
- Как волки отличают территорию чужой стаи?
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
- Чем питается лось?
- Почему в лесах нельзя топтать мухоморы?
- Как можно определить возраст лося?
- Что происходит с рогами лося зимой?
6. Рыжая, да не лисица,
Летает с ветки, но не птица. (белка)
- Как называется дом белки?
- Сколько домиков строит белка?
- Как белка передвигается?
- Кто враг белки?
- Как белка защищается от врагов? (линяет, делает в дупле запасной выход)
(Загадки загадывают дети, после ответа открывает рисунок-схему плоскостную и фигурку животного помещают на карту.)
Воспитатель:
Добрый лес, старый лес,
Полон сказочных чудес,
Нам так хочется гулять,
Всех зверюшек показать.
Под звуки музыки дети встают в круг, двигаясь друг за другом, воспитатель с детьми произносит слова, выполняя движения согласно тексту.
Вот по лесу шел медведь
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду».
Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой. Пружинистый шаг на всей ступне.
А веселые зайчата,
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок
Через поле за лесок.
Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, руки перед грудью, кисти свободно опущены.
Шел по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щелк.
Он крадется за кустами.
Грозно щелкает зубами.
Широкий пружинный шаг, с чуть наклонным вперед корпусом, руки поочередно выносятся вперед.
Ой ты дедушка – ежок,
Не ходил бы ты в лужок
Там промочишь ножки
Теплые сапожки.
Легкий неторопливый бег на носках, руки согнуты в локтях, прижаты к груди, голова опущена.
III часть.
И лес и его обитатели нуждаются в помощи и защите.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и голос птичий
Охраняет кто? (лесничий)
Посмотрите внимательно на картинку и расскажите, как лесничий заботится о лесе.
До свидания, старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли,
Всех зверюшек повстречали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.