Светлана Моргуненко
Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формирует представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Закрепляет знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Народный быт. Конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.). Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства,
Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: "Русская изба" с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др., блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня. ", русский народный костюм для хозяйки.
Ход занятия:
Воспитатель, одета в русский народный костюм - хозяйки избы, встречает детей.
Воспитатель:
-Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома.
И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. «Хлеб да соль», с поклоном приглашаю вас.
-Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
-Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
-Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь - матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
В старину любили русские люди почаёвничать, чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка - ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
(Звучит русская народная песня). Пряха.
Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или
поговорки о пряхах знаете?
Дети:
-У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
-Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
-Хорошо прядёшься - весело поёшься.
Воспитатель: Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку".
(Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта).

Дети садятся на лавки вокруг экрана.
Презентация со слайдами.
По каждому слайду ведё тся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.

Воспитатель:
- Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлые частушки.
Частушки в исполнении девочек (девочки наряжены в сарафаны).

Кто сказал - частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе!
Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю -
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.
Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Воспитатель:
- Ох, и рассмешили, ох, и развеселили.
Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу.

Молодцы ребятки, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали и сможете ли отгадать загадки:
Тогда слушайте:
Стоит жилище - деревянные бочища,
Внутри печь да дрова это русская. (изба).
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).
Черный конь,
Прыгает в огонь (кочерга).
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти).
Воспитатель:
Видно внимательно слушали. Молодцы.
Воспитатель: Дорогие гости, пусть и в вашем доме будет счастье. А наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!
Дети подходят к столу.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная
подкова. Какого она цвета?
Дети: Желтого
Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?
Дети: Яблоками и листиками.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Яблоки - красного, листики - зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое - для подковы, красное - для яблок и зеленое -
для листьев.
Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?
Дети: Овал, круг, ромб, квадрат.
Воспитатель: Молодцы! Все знаете!
Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить.
Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой - то раскатать колбаску подлиннее.
Воспитатель: После этого прижимаем колбаску указательными пальцами к
основе (показ).
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам для этого нужно?
Дети: Красное.
Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?
Дети: Скатывать шарики.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?
Дети: Три!
А вы на своей подкове можете сделать больше яблок.
Воспитатель: Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чего еще не хватает?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы? Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать. Дети рассаживаются за столы.

педагог оказывают индивидуальную помощь детям. По ходу лепки педагог обращает внимание детей на
последовательность действий.

Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.
Дети дарят подковы.

Воспитатель:
-Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
-А что вам больше всего запомнилось?
(Ответы детей)
-Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!