Кулаковская Татьяна
Конспект НОД в подготовительной группе «Труженица Пчела»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию
(окружающий мир)в подготовительной группе
воспитатели: Кулаковская Т. Н, Павлова Е. П
Тема не посредственной образовательной области: "Труженица Пчелка"
Интеграция по образовательным областям: познавательное развитие, социально - коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие
Возрастная группа : подготовительная
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Труженица Пчела“» размещена в разделах
Цель: расширение представление детей о пчелах
Задачи: - совершенствовать знания о жизни пчел;
- уточнить особенности внешнего вида, окраске, способе питания, образе жизни, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;
- развивать навыки общения, воспитывать дружественные отношения между детьми;
- развивать интерес к опытно- экспериментальной деятельности;
- развивать монологическую и диалогическую речь
- развитие двигательной активности
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная работа: рассматривание с детьми картин и иллюстраций о пчелах, чтение познавательной и художественной литературы о пчелах, просмотр мультфильмов «Пчела Майя», " Приключения Винни Пуха". Опрос родителей на наличие аллергической реакции детей на продукты пчелиного производства.
Оборудование и материалы: мультфильм "Пчелиные профессии"; фонограмма звуков полета пчел и звуки природы, продукты пчеловодства (мед, пыльца, прополис, воск, рама с сотами, костюм пасечника, мультимедийное оборудование или телевизор, модель пчелы, модель "улей", трубочки для каждого ребенка, тарелки, ложки для каждого ребенка, салфетки бумажные, салфетки влажные, цветы большие 7 шт, цветы маленькие 3 шт, эмблема "год труда", шапочки "пчелки", коробка, ведерки для каждого, подносы, разные виды меда, виды продукции с медом, картинки "что сначала, что потом", картинки видов продукций с медом, ручки, цифры.
Ход НОД:
1. организационный момент
- Здравствуйте! В этом году мы в республике отмечаем год Труда. (краткая информация об эмблеме)
* А вы догадались, какой я профессии? Отгадайте,пожалуйста, загадку:
Кто летает между цветов
и собрав нектар, уносит к себе домой?
* Я пчеловод. Одеваю перчатки, закрываю голову специальной сетчатой маской, чтобы меня не кусали пчелки. В пасмурную погоду кусать могут часто, а в хорошую погоду, когда много дел у пчел, то могут вообще и не укусить.
Живу тоже в нашей Якутии, занимаюсь разведением пчел. И Сегодня Вас приглашаю, чтобы поближе познакомить с миром пчел. (звучит музыка - жужжание пчел) Хочу научить вас одному правилу безопасности. При общении с пчелами нельзя размахивать руками и убегать. Пчелы могут укусить. Что делать, если ужалила пчела? (Вытащить жало, ставить холодный компресс). Можно убить пчелу? (Нет, потому что они полезные
Пчелы тоже очень любят трудиться. Давайте, вы будете сегодня пчелками. (дети одевают шапочки)
2. Основная часть
* беседа про пчел :
- Скажите, какому классу он относится: животные, насекомые или птицы? (насекомые)
- Пчелы бывают дикие и домашние. Как можно назвать пчел, которые живут в лесу (дикие) Они живут в дуплах деревьев. Есть и домашние. Но сначала мы познакомимся со строением пчелки.
* строение пчелы :
- У пчелы есть голова, грудка, брюшко, на голове два больших глаза и два усика. У неё 6 лапок и 2 тонких прозрачных крылышка. На задних лапка находятся корзиночки для сбора пыльцы. Впереди хоботок
* пословица: Чтобы пчел водить, надо их любить.
* мультфильм "Профессии пчел"
У наших пчел тоже есть разные профессии:
- Мама пчела намного больше рабочих пчел. Она самая главная. Она откладывает яйца.
- Рабочие пчелы выполняют всю работу внутри и снаружи.
Пчела- строитель вырабатывает воск и строит ячейки - соты, укрепляет стенки жилища, промазывает дыры и щели прополисом.
Пчелы- приемщицы принимают нектар от лётных пчел, перегружают этот нектар в соты, головой утрамбовывают в ячейки доставленную в улей пергу. Занимаются переработкой пыльцы в мёд, прополис и пергу, наполнением сот мёдом.
Пчела-уборщица в улье нужно поддерживать чистоту, и эта работа связана уже с выходом из улья. Пчелы подбирают по улью весь мусор, и, отлетев с ними на некоторое расстояние, выбрасывают его.
Пчела-санитар кроме улья, они чистят и прилетевших пчёл от мелких вредителей, которые прицепляются на спину лётной пчелы. Пчела-санитар чистит щеточками ножек, перебирает челюстями-жвалами волоски на голове, на спинке, а летная пчела поднимает крылья, растопыривая их, подставляет места, до которых она сама не достанет.
Пчела-охранник, защищают улей от ос и других насекомых - грабителей меда и мгновенно бросаются в атаку, если враг слишком приблизится к их улью. Лишь во второй половине своей жизни пчёлы становятся лётными. И здесь у них две новые профессии: пчела- сборщица и пчела-разведчица. Рано утром из улья первыми вылетают разведчицы, находит много цветущих растений, возвращается домой и начинает «танцевать» — выполняя особые движений. Другие пчёлы наблюдают за ней и понимают, где находиться место сбора нектара. В плохую погоду, пчелы-сборщицы отдыхают в улье.
* пословица: Самая труженица - это пчелка.
*дыхательная гимнастика "Пчелки"
- держим палочки с пчелками перед собой. вдох носом и дуем на пчелку, чтоб она летала.
* игра "Пчелки"(музыка)
Мы пчелки. Вечером собрались и уснули на лугу. А утром пчелки проснулись. Раз росой они умылись. Когда наступит вечер прилетаем домой. (играем 2 раза) Мы как пчелки - разведчики.
*Улей
- У домашних пчел есть домики, которые называются улей. Хочу показать домик, где живут пчелки.). Ребята, пчелки в ульях строят себе квартиры из воска. Вот это воск, потрогайте его, понюхайте. Какого он цвета? (желтого, какой воск на ощупь? Когда приходит время из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Эти квартиры называются соты. Они сейчас перед вами.
* подвижная игра" Собери нектар"
- Пчелы собирают и приносят в улей нектар и пыльцу цветов. Гибким пчелиным хоботком пчела высасывает из цветка сладкую жидкость - нектар. Пчёлы летают с цветка на цветок и собирают пыльцу на брюшко. На передней паре ног у пчелы есть волоски-щёточки. Ими она обметает всё свое тело. Со щёточек пыльца перемещается в особые корзиночки на задних ногах. Чтобы у растений были плоды, цветки должны поменяться пыльцой и пчелки помогают.
- Ну, а теперь нам пора отправиться на луг и собирать, пыльцу и нектар (детям даются трубочки) Хотелось бы заполнить эти соты пыльцой и нектарами. (включается музыка)
* Практическая часть (опыты) :
Опыт № 1 «С медом и ложкой»Если набрать мед ложкой, и последняя капля подтянется к ложке, значит мед – настоящий.
Вывод: В результате исследования последняя капелька подтянулась к ложке – мед настоящий.
Опыт № 2 «С мёдом и шариковой ручкой. Нужно размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что-нибудь шариковой ручкой. Если мед настоящий, то черта не растекается.
Вывод: В результате исследования черта от ручки не растеклась – мед настоящий.
Опыт № 3 «Медовый пузырик» Материал: мед в пластиковой бутылке
Ход: Емкость, наполненную не полностью медом (2/3, перевернуть вверх
дном. Поднимется большой пузырь к верху, а снизу поднимается маленький
пузырик – это настоящий мед.
Опыт № 4 «Салфетка» Материал: мед, салфетка, ложка.
Ход: Капнуть ложку меда на салфетку и подождать 1-2 минуты – если есть
водянистое пятно вокруг капли на салфетке – это не мед.
Опыт № 5 «Огонь и мед» Материал: бумага, зажигалка, мед.
Ход: Поджигаем бумагу на которой мед – место с медом гореть не будет.
- Чтобы пчелы не тратили время и силы на полет за питьем, я ставлю им водичку рядом с уликом. Бывает пчел необходимо подкормить, это происходит нечасто, весной, когда пчелы выходят из спячки, а меда у них практически нет. В этот период я подкармливаю их сладкой водой.
* польза меда
показ картин с продуктами и продукциями с медом.
- Мед помогает при простуде, очень вкусный и сладкий, лечит раны, из него делают различные сладости. Воск - богат витамином А, помогает при расстройстве желудка, излечивает разные кожные заболевания, придает блеск ногтям, укрепляет их. Прополис - для укрепления иммунитета, благоприятно воздействует на плотность костной ткани, для кожи, печени и при давлении. Мед- переваренный пчелой нектар. В зависимости от растения мед различается по вкусу, цвету, запаху. С давних времен мёд является самым распространенным, полезным, вкусным продуктом питания в жизни нашего народа. В нём содержится много витаминов.
В аптеках продаются лекарства, сделанные из мёда. Мёд нужен для того, чтобы мы могли лечить простуду, добавляя его в молоко или чай, мамы делают медовые компрессы. А ещё мёд используют для приготовления сладостей, его добавляют в торты, пряники, печенье. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мед.
Используется в разных продукциях косметики, в средствах гигиены.
3. заключительный этап:
*д. и "Что сначала, что потом" : дети выкладывают карточки по теме занятия в определенной последовательности, объясняя свой выбор, что они делали на занятии.