Валентина Колпащикова
НОД с использованием ИКТ «Славится он первым на земле, славится он первым на столе!»
▼ Скачать
Тема: «Славится он первым на земле,
славится он первым на столе!»
Цель: Расширять представление о процессе выращивания хлеба.
Задачи:
-Воспитывать: бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба; культуру слушания музыки.
- Развивать: познавательный интерес к истории земледелия на Руси; умение петь «а-капелла», точно передавая мелодию; слышать смену частей музыки; двигаться змейкой, правильно ориентируясь в пространстве; театральное и танцевально-игровое творчество, пластичность движения рук.
Публикация «НОД с использованием ИКТ „Славится он первым на земле, славится он первым на столе!“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
-Учить: познакомить с процессом перемалывания зёрен в муку; знакомить с культурой русского народа, традициями.
Оборудование: колобок (игрушка и шапочка, ширма, персонажи кукольного театра (дед, бабка, картинка кадушки и теста; хлебобулочные изделия, зерна пшеницы и ржи, фланелеграф, кофемолка, схемы-карточки, музыкальный инструмент треугольник, цветы, колоски, диапроектор, экран.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, слушание музыки, разучивание песен, попевок, танца, сказки-театрализации, стихов, пословиц-поговорок, изготовление пособий и атрибутов.
Ход занятия:
Дети входят в зал, садятся на стулья.
М. р: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей.
Давайте поздороваемся (поёт «Здравствуйте», затем поют дети).
Ребята, послушайте загадку: «Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском»
Правильно! Сегодня разговор наш будет о хлебе.
СЛАЙД № 1
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе!»
Воспитатель показывает на хлеб, лежащий на столе.
Восп: Ребята, что это? (ответы) Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков, тортов, сушек, сухариков. А как он появился на нашем столе? (ответы)
М. р: А поможет нам сегодня в этом разобраться герой из р. н. сказки. Я предлагаю отправиться к нему в гости.
Давайте повернёмся друг за другом, выпрямим спину, пойдём змейкой и будем тянуть носочек.
Упражнение «ЗМЕЙКА»
Дети садятся на стульчики, дети-кукловоды уходят за ширму.
Звучит музыка, на ширме появляются «Дед» и «Баба».
Дед: Ох, захотелось колобка, у нас есть масло и мука? (Бабе)
Ты бы тесто замесила да детишек угостила.
Баба: С охотой я возьмусь за дело, хоть задача не легка:
Чтоб тесто сделать пышным, белым, нужна не только мне мука.
Вниманье нужно да уменье, про соль и сахар не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье, начну-ка тесто я месить.
М. р: Давайте, ребята, поможем бабушке с дедушкой месить тесто.
Двигательная импровизация
- Вымоем руки
- Возьмём чашку
- Насыплем муки
- Добавим воды, масла
- Месим тесто
- Моем руки
- Устали, отдохнём
Дед и Баба: Тесто мы месили, масла добавляли.
Выбились из сил, ох, как мы устали! (Куклы уходят. Появляется «Тесто».)
Тесто: Очень сдобное я тесто, усидеть здесь не могу,
Мне в кадушке мало места, тесно, тесно, убегу!
Баба: (выбегает) Ай-ай-ай! Куда? Куда? Вот несчастье, вот беда!
Не уйти тебе от нас! Будет колобок сейчас!
(Игрушка-Колобок падает в руки воспитателя)
Убежал мой колобок, не попался на зубок! (уходит, ширма закрывается)
В: А вот и сказочный герой. Ребята, кто это?
М. р: А давайте мы про него дружно, весело споём песенку.
Песня «КОЛОБОК» муз. Г. Струве, сл. В. Татаринова
В: Колобок не просто так укатился за порог. Он ведь тоже, как и хлеб сделан из муки. Давайте отправимся вместе с ним в путешествие и узнаем, как хлеб попал к нам на стол.
Всё, что мы сегодня узнаем, мы отобразим на схеме.
Нам известно, что тесто месят из воды и муки. А как сделать муку?
СЛАЙД № 2
Чтобы был хлеб, весной землю вначале пашут. На поле выезжает трактор с плугом, которым он переворачивает землю. Земля становится рыхлой, мягкой.
СЛАЙД № 3
Затем, на поле выезжает трактор с сеялкой. Во вспаханную землю сеют зернышки пшеницы или ржи.
А на схеме это будет выглядеть так. (Приложение №1, карточка 1) (Волнистыми линиями мы обозначим вспаханную землю, а это - зерно, которое в землю попадает.)
СЛАЙД № 4
В старину же тракторов не было, и люди работали на поле вручную.
М. р: Весной, перед началом полевых работ, крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, в храмах служили молебен и просили Святого Николая Чудотворца:
Ребё нок: Угодник Николай! Дай нам щедрый урожай,
Дай нам солнечных дней, дай нам теплых дождей.
Сбереги посевы от небесного гнева,
От жары, от града, от ночного хлада!
М. р: А еще на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания, чтобы колосья росли спелыми, наливными, урожай был богатым.
р. н. п. «РАСТИ РОЖЬ»
СЛАЙД № 5
В: Начинает прорастать зерно, появляются первые всходы.
М. р: В это время над полем можно услышать чьё-то пение. Сейчас мы её послушаем музыку, узнаем её и определим характер.
Слушание «ЖАВОРОНОК» М. И. Глинка
- Как называется музыка?
-Кто её написал?
-Что мы слышим в начале и конце муз. произведения? (пение жаворонка)
- Как поёт жаворонок? (нежно, звонко, трепетно)
-Как звучит мелодия? (немного грустно, плавно, неторопливо)
М. р: Да, в начале и в конце слышится звонкая, нежная трель жаворонка, а мелодия напоминает широкую, русскую народную песню, задушевную и печальную.
СЛАЙД № 6
М. р: Прилетая ранней весной, когда посевы только начинают прорастать, жаворонки пользуются ими как пищей, пополняя организм витаминным кормом.
М. р: Ребята, а что нужно для того, чтобы посевы росли быстро (тепло, свет, влага) Правильно, солнце даёт тепло и свет, а влагу даёт дождь. Давайте про дождик споём песенку.
Песенка «ДОЖДИК» Парцхаладзе
(Игра на музыкальном инструменте треугольнике)
Восп: Пригревает землю яркое солнце, поливает тёплый дождь и из зерен пшеницы и ржи вырастают колоски. А на нашей схеме колосок будет выглядеть так. (Приложение №1, карточка 2)
Слайд № 7
В: Посмотрите, как выглядят хлебные колоски? У колосков плотный стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна желтовато-золотистого цвета, они окружены довольно твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна ржи имеют продолговатую форму, а пшеницы – круглую.
(Показ настоящих зёрен пшеницы и ржи).
СЛАЙД № 8
В: «Встаёт стеною золотой, волнуется пшеница,
И каждый колос налитой к земле готов склониться».
СЛАЙД № 9
М. р: А во ржи часто можно встретить красивые цветы. Как они называются? (васильки). Мы сейчас станцуем танец «Цветы и хлеб»
Реб: «Колосится рожь – краше не найдёшь.
В золотистой ржи, да по всей межи –
Чудо из ковров синих васильков!
Право, чудеса – в поле небеса»
ТАНЕЦ «ЦВЕТЫ И ХЛЕБ»
СЛАЙД № 10
В: «Рожь наливается зерном тяжелым, урожайным,
И солнечным погожим днем в поля идут комбайны».
Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья, молотилка внутри комбайна вычищает зёрна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.
СЛАЙД № 11
В: Ребята, а в старину колосья срезали острым серпом, потом эти колосья связывали в снопы и складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Людей, которые убирали урожай, называли – жнецы.
М. Р: А мы знаем про них песню, которая называется «СЕРПЫ ЗОЛОТЫЕ». Давайте её споём «А-капелла» (дети исполняют песню).
Серпы золотые, жнеи молодые.
Весёленько жали,
Серпочки мелькали.
Жили-поживали,
Стали с пирогами.
СЛАЙД № 12
В: Срезанные колосья везли на молотильню. Там их обмолачивали цепами и зерно высыпалось из колосков. А на нашей схеме это будет выглядеть так (зернышки из колоска высыпались) (Приложение №1, карточка 3)
Потом зерно отправляют на мельницу. Про мельницы мы уже кое-что с вами знаем. Давайте вспомним, какие мельницы были в старину.
СЛАЙД № 13
Реб: Ветряная мельница – ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжёлые жернова, а они мелют муку.
М. Р: Давайте покажем, как вращаются лопасти у ветряной мельницы. На первую часть музыки (тихую) – наши руки будут раскачиваться плавно, как лопасти мельницы в безветренную погоду. А на вторую часть музыки (громкую) - руки будут выполнять полные круговые движения, как - будто дует сильный ветер.
Упражнение: «МЕЛЬНИЦА»
Восп: Ребята, какие ещё мы знаем мельницы?
СЛАЙД № 14
Реб: Водяная мельница – их строили люди, которые жили у рек. Вода лилась на ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова.
СЛАЙД № 15
Восп: И вот люди придумали лучшего помощника – электрическую мельницу. Большая электрическая мельница – это целый завод, где можно намолотить столько муки, сколько не смогла бы намолотить и тысяча водяных и ветряных мельниц.
СЛАЙД № 16
В: Так из зерна получается мука. На нашей схеме это будет выглядеть так
Зерна пшеницы и ржи вы уже сегодня видели. Давайте проведем эксперимент и сделаем из зерен муку. Подходите к столу. Современная кофемолка – это как маленькая электрическая мельница. Сейчас мы в неё насыплем зёрна и получим муку.
(Дети перемалывают на кофемолке зерна.)
Муку мы намололи, а как из неё получить хлеб? Что ещё нужно добавить?
СЛАЙД № 17
М. Р: С работой справились, теперь можно и отдохнуть. Ребята, мы знаем старинную русскую народную игру «Золотые ворота». Давайте в нее поиграем.
Р. Н. ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
В: Ребята, наше путешествие с Колобком подходит к концу. Всё, о чём мы сегодня говорили, мы отображали на схеме с помощью карточек. Давайте вспомним, как же хлеб попал к нам на стол?
РАБОТА СО СХЕМОЙ
(1) вначале землю вспахивают и сеют зерно; 2) из зерна вырастает колос; 3) колосья срезают, обмолачивают и зёрнышки выпадают из колоса; 4) зёрнышки перемалывают и получается мука).
А теперь Колобок предлагает поиграть. Закройте, пожалуйста, глаза (дети закрывают глаза, а воспитатель переставляет карточки местами). Открывайте глаза, ребята. Посмотрите, колобок перепутал все карточки. Вы должны вспомнить весь путь хлеба к нашему столу и поставить карточки по порядку (выходит ребёнок и ставит карточки в правильном порядке).
СЛАЙД № 18
В: В старину про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». А какие вы пословицы про хлеб знаете?
ДЕТИ: - Много снега – много хлеба.
- Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
- Хлеб да вода – молодецкая еда.
- Ржаной хлеб всему голова.
- Нива – Божья ладонь, всех кормит.
- Калач приестся, а хлеб никогда.
М. р: Я надеюсь, вы будете беречь хлеб, потому что уже знаете, как непросто его вырастить. А ещё потому, что хлеб – это наше богатство, здоровье и сила.
СЛАЙД № 19 (каравай)
Песня «КОЛОСКИ» сл. В. Орлова
СЛАЙД № 20 (тема занятия)
В: Вот сколько мы с вами узнали сегодня интересного! И Колобок был с нами (берёт в руки игрушку-колобок). Ребята, а оказывается Колобок и хлеб – родственники! Что общего между ними? (сделаны из муки)
Ребята, вы любите хлеб? А когда вы его едите?
ДЕТИ: (На завтрак мы кладём на ломтик хлеба кусочек сыра, колбасы или ветчины. На обед и суп, и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А вечерний чай мы пьём с бутербродом с мёдом или вареньем.)
М. р: Ребята, Колобок приготовил для вас угощение - мучные изделия. Вы сейчас пойдёте в группу и будем с ними пить чай. А наших гостей мы тоже угостим изделиями с нашего стола. Ребята, давайте попрощаемся (поёт) : До свидания! (дети повторяют и выходят из зала с угощением и игрушкой-колобком).