Мария Каримова
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей «Чудесные превращения нашей одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чудесные превращения нашей одежды».
Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.
Возраст воспитанников: средняя группа.
Приоритетная область: познание.
Интегрируемые образовательные области:
«Коммуникация», «Социализация», «Художественное чтение», «Музыка».
Цель:
Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей „Чудесные превращения нашей одежды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи:
Обучающие задачи:
Научить понимать назначение и функции предметов одежды, необходимых для жизни человека.
Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.
Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Развивать любознательность детей.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях бережное отношение к одежде.
Воспитывать сочувствие, желание прийти на помощь.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация «Как появилась одежда?»; магнитофон, запись космической музыки, спокойной музыки; кукла Золушка; корзинка, иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы; куклы в народных костюмах, кукла в пышном платье, куклы в современных одеждах; образцы различных тканей, шерсти, хлопка, льна; предметные картинки с изображением различных видов одежды; парные картинки для д/и «Назови действие», карточки для д/и «Что лишнее», карточки для д/и «Пересечённые предметы».
Предварительная работа:
Экскурсия к кастелянше детского сада.
Беседа о том, как шьют одежду.
Проведение познавательных занятий об одежде, о видах тканей, о профессии «швея».
Изготовление альбомов «Одежда», создание коллекции тканей, меха.
Рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени.
Рассматривание образцов тканей, кукол в разных одеждах.
Описание хода непосредственно образовательной деятельности:
I.Сюрпризный момент.
Дети сидят полукругом. Под спокойную музыку входит Золушка, в руках у неё корзинка (в ней лежат предметы для пошива одежды: нитки, ножницы, иголка, ткань, пуговицы). Она очень грустная.
-Здравствуй, Золушка! Что с тобой случилось? Почему ты такая грустная?
-В замке короля устраивают бал, и моя мачеха наказала мне сшить для неё и её дочерей к завтрашнему дню нарядные платья. Но я переживаю, что могу не успеть, и тогда мачеха меня накажет.
-Ты не переживай, Золушка. Ты попала в детский сад к очень добрым и умелым ребятам. Мы обязательно тебе поможем. А пока оставайся с нами и отдохни.
-Посмотри, Золушка, какие нарядные наши дети пришли в детский сад.
II. Вводная беседа.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что на вас одето? (ответы детей)
- Как можно сказать это одним словом? (Одежда)
- А как вы думаете, всегда ли люди носили такую одежду? (Нет).
-Правильно! В разные времена люди носили разную одежду.
-Как вы думаете, что было одеждой человека, когда не было платьев, брюк, юбок, рубашек?
-Хотите узнать, как появилась одежда, и какая она была раньше.
-Тогда я приглашаю вас в путешествие.
- Сегодня мы с вами отправимся в путь во времени, сначала в прошлое, затем вернёмся в настоящее: пройдем весь путь чудесных превращений нашей одежды.
- Вначале мы отправимся в прошлое.
-А поможет нам в этом этот волшебный экран.
III.Зрительная релаксация.
Дети выходят и встают перед экраном.
-Встаньте перед экраном и повторяйте вместе со мной волшебные слова:
«Ну-ка вместе, ну-ка дружно сквозь экран мы все пройдем и при этом сразу с вами в прошлое мы попадем».
- Один, два, три, четыре, пять нужно глазки закрывать.
Звучит космическая музыка.
- Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
IV. Просмотр презентации «Как появилась одежда?».
Воспитатель по ходу просмотра презентации ведёт рассказ об истории возникновения одежды.
Слайд 1.
- Вот мы и очутились в прошлом.
Дети садятся на брёвнышко (скамейка, покрытая тканью).
-Кругом доисторический диковинный лес. Мы с вами попали в то время, когда люди жили в лесу, в пещерах, ели сырое мясо и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра и дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы.
Слайд 2.
Но ведь растениями можно не только любоваться. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и ветра. И тогда человек сделал одежду из листьев, травы, соломы, веток.
-А как вы думаете, прочной ли была одежда из травы, листьев?
-Правильно, непрочной. Она засыхала, рвалась.
-А можно ли в такой одежде ходить зимой?
- Нет.
-Почему?
-Потому что зимой холодно, можно замёрзнуть, заболеть.
-В этих же лесах рядом с людьми жили разные животные. Им не страшны ни ветер, ни холод.
- И тогда человек подумал: «Вот если бы у меня была такая же тёплая шкура, как у животных, мне бы не было холодно».
Слайд 3.
-И пошёл человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из неё одежду.
Воспитатель показывает кусок шкуры.
-Удобно ли было носить такую одежду?
(Нет, плохо держится, она тяжёлая, летом жарко).
V. Динамическая пауза. Игра «Мы охотимся на льва».
-Давайте представим себе, что мы тоже охотники.
-Мы охотимся на льва,
Не боимся мы его.
У нас вот такой лук и вот такая дубина.
Мы перейдём поле,
Перебежим лес,
Переплывём озеро,
Взберёмся до небес.
Ой, что это?
Да, это же пещера.
А там?
А там свирепый лев.
Бежим же все обратно…
-А говорили: «Не боимся мы его».
-А вот охотникам приходилось не бояться. Ведь без добычи они могли остаться голодными и раздетыми.
VI. Просмотр презентации.
Слайд 4.
-Люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава-лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя.
-Давайте и мы попробуем.
Воспитатель обматывает двух детей тканью.
-Удобно вам ходить? (Нет)
-А что - нибудь делать? (Нет)
- Почему? (Ткань падает, не держится на теле, неудобно двигаться).
Слайд 5.
- Правильно, а чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать края ткани и получились вот такие рубахи.
VII. Д/и «Что лишнее?»
-Ребята, а какие инструменты нужны, чтобы сшить одежду?
- Я вам раздам карточки с изображением четырех предметов, три из которых - это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.
Дети подходят к круглому столу и берут по карточке.
Воспитатель раздает карточки:
• ножницы, нитки, молоток, пуговица.
• иголка, ножницы, стул, нитки.
• пуговица, нитки, стол, иголка.
• нитка, иголка, шкаф, ножницы.
-Ребята, Золушка пришла к нам с корзинкой, в которой лежат инструменты для шитья. Давайте посмотрим и сравним, правильно ли мы определили инструменты.
Слайд 6.
-Кроме льна есть ещё одно растение, из которого люди научились делать нити, а из нитей ткани - это хлопок. Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани.
Воспитатель показывает образцы тканей и кукол в одежде из таких тканей.
Слайд 7.
- Было время, когда придумали платья и на них стали тратить много дорогой ткани, делали складки, оборки, украшения.
Воспитатель показывает куклу в пышном платье, украшенную бижутерией.
- Как вы считаете, в такой одежде удобно ходить?
(Нет, потому что люди не могли быстро ходить, бегать, подниматься по ступенькам, заниматься спортом. Она была тяжелая, на нее уходило много ткани и украшений).
Слайд 8.
- Постепенно люди пришли к одежде, которую носим мы с вами.
-Давайте встанем перед нашим экраном и скажем наши волшебные слова:
«Ну-ка вместе, ну-ка дружно сквозь экран мы все пройдем и при этом сразу с вами в настоящее придём».
- Один, два, три, четыре, пять нужно глазки закрывать.
Звучит космическая музыка.
- Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
-Вот мы и вернулись в настоящее, в наше время.
- Вам нравится ваша одежда? (Да).
- Какая она? (Наша одежда удобная, красивая, аккуратная).
-Какие виды одежды вы знаете? (Юбки, брюки, платья, пальто).
-Из каких тканей она сшита? (из ситца, трикотажа, шёлка, шерсти).
VIII. Д/и «Пересечённые контуры».
Воспитатель предъявляют для опознания набор, включающий 3 контурных изображения одежды. Дети работают стоя у круглого стола.
-Ребята, Золушка принесла вам карточки с разными образцами одежды, но мачеха их запутала.
- Назовите, какая одежда спряталась у вас на карточке.
IX. Д/и «Назови действие». Составление алгоритмов действий.
-Что необходимо делать, чтобы наша одежда была аккуратная, красивая? (Надо за ней ухаживать)
- А знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой? (Да)
- Составьте правильно пары картинок, назовите действия.
• Если она испачкалась? (одежду стирают).
• Если измялась? (одежду утюжат).
• Если разорвалась? (одежду зашивают).
• Если мы снимаем одежду, что делаем с ней? (Аккуратно развесим или сложим).
Воспитатель обобщает ответы детей:
Чтобы служила подольше одежда,
Содержать её нужно опрятной и свежей.
Чистить, гладить, стирать и сушить,
Поносить, а потом аккуратно сложить.
X. Итог образовательной деятельности.
- Скажите мне, куда мы с вами совершили путешествие? (в прошлое одежды).
- Что нового вы узнали, пока были в путешествии?
(Узнали, из чего раньше делали одежду, какими инструментами пользуются для изготовления одежды, какие существуют виды тканей)
-Вот видишь, Золушка, какие у нас умные дети: знают, какая бывает одежда, из чего её можно изготовить, как ухаживать за ней. А сейчас они тебе помогут нарисовать наряды для твоей мачехи и её дочерей, и в твоей сказке они превратятся в настоящие платья.
После занятия дети берут готовые контуры платьев и рисуют красивые узоры.
Использованная литература:
Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 3.2-е изд. - М. :ТЦ Сфера,2009.
Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. - М. : ТЦ Сфера, 2002.
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/авт. -сост. В. Н. Мезенцева, О. П. Власенко. - Волгоград:Учитель,2о12.