Рхия Ильясова
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему «Учимся жить вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: основное - познавательно-речевое
Интеграция образовательных областей : коммуникация, познание, чтение художественной литературы, музыка, социализация.
Программное содержание:
• познакомить детей с понятием «толерантность»;
• формировать представления об индивидуальных особенностях других людей, учить находить отличия между ними;
• способствовать воспитанию интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре;
• продолжать формирование коммуникативных способностей;
• развивать внимание, память, логическое мышление;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему „Учимся жить вместе!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
• воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;
• пополнять и активировать словарь детей словами: сострадание, милосердие, сотрудничество, уважение, вежливость.
Предварительная работа: работа с родителями – изготовление детских национальных костюмов, чтение художественной литературы, разучивание стихов, подбор пословиц, подборка и просмотр слайдов, разучивание игр, отгадывание загадок, беседы, прослушивание песен.
Материал и оборудование: детские национальные костюмы, мультимедийная установка, магнитофон, «цветок толерантности», мяч, шары
Ход занятия
Под музыку «Я! ТЫ! ОН! ОНА!» (в исполнении группы «Непоседы») дети в разных национальных костюмах входят в группу, перестраиваются и садятся на стульчики полукругом.
СЛАЙД №1
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности» под девизом «Мы разные, но мы вместе!». Знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
Воспитатель:
- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас необычные, красивые костюмы.
- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные, и вы тоже нарядились в красивые костюмы.
- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые.
СЛАЙД №2
- Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе»? Скажите, чем люди отличаются друг от друга?
Ответы детей: привычками, одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз, ростом, цветом кожи
- А что общего у нас у всех, чем мы похожи?
Ответы детей: голова, руки, ноги
Воспитатель:
- Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные: мы ходим с вами в один детский сад, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, все будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.
Воспитатель:
- Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, что они делают? Конечно, здороваются. Каждый воспитанный человек должен здороваться. Вот я вижу, что сегодня вы нарядились в национальные костюмы разных народов и сейчас я предлагаю вам продемонстрировать нашим гостям способы приветствия представителей разных стран. Мы поиграем в игру «Всемирные приветствия»
Линара: на Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.
Илья: так делают мужчины во Франции: «Бонжур» - наклоняют голову вниз и снимают шляпу.
Даша: Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
Мадина: Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
Руфина: Индия – легкий поклон, ладони вытянуты перед лбом.
Абдулл: Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
Эльза: Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
Данил: Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
Тимур: Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.
Руслан: Арабы - скрестить руки на груди
Воспитатель:
- Молодцы, хорошо! А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые вы заметили друг в друге. Встанем в круг и, передавая мяч, будем называть эти качества.
Игра «Комплименты» :
Руфина - любознательная
У. Линара - ответственная
С. Линара - красивая
Эльза – рассудительная
Руслан - стеснительный
Тимур - озорной
Илья – ловкий
Абдулл - умный
Лия - общительная
Даша - веселая
Воспитатель:
- Ребята, быть толерантным означает быть внимательным к другим, добрым, дружелюбным, терпимым, умеющим общаться с людьми.
- Я вам привезла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Дети садятся на коврик, образуя круг)
Игра «Цветок толерантности»
Раздаются лепестки со словами: сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, вежливость. Дети выбирают те лепестки, которые подходят к цветку.
Прикрепляю серединку, на которой написано слово толерантность.
- А оставшиеся лепестки, почему не подходят?
Ответы детей: злость, грубость, драка неприемлемы к понятию «толерантность».
СЛАЙД №3
Воспитатель:
- Наш цветок такой красивый и разноцветный и так похож на радугу из страны Толерантности. Давайте вспомним, на чём можно путешествовать. Сегодня мы отправимся в путешествие на волшебном поезде СЛАЙД №4. Путешествуя по стране Толерантности, мы отдохнём, поиграем и станцуем, а главное научимся дарить людям радость, научимся быть приветливыми и внимательными.
Звучит песня «Голубой вагон» (дети имитируют движение поезда) СЛАЙД №5.
Воспитатель:
- Итак, первый город, в котором мы остановимся, называется «Добро».
- А в городе Добро нас ждёт первое испытание и, если мы будем дружными, будем помогать друг другу, то мы с ним обязательно справимся. Главная тема сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду показывать на экране сказочного героя, а вы будете называть его и, если он добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами. СЛАЙДЫ №6 - №17
(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Царевна-лягушка, Мальвина).
- Хорошо, с первым испытанием справились, молодцы! Поехали дальше?
Звучит песня «Голубой вагон» (дети имитируют движение поезда) СЛАЙД №18
Воспитатель:
- Мы с вами оказались в городе Мудрецов. Здесь нужно вспомнить пословицы. Вам было дано домашнее задание. Вы с родителями должны были подобрать пословицы про толерантность. Сейчас проверим, как вы его выполнили.
Линара - Добрые дела - красят человека.
Илья - Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
Даша - Без добрых дел нет доброго имени.
У. Линара - Жизнь дана на добрые дела.
Руфина – Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот кто в беде помогает.
Абдулл – Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Эльза – Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Лия – Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Тимур – Добрый человек в добре проживет век.
Руслан – Люблю того, кто не обидит никого.
- Молодцы! Едем дальше.
Звучит песня «Голубой вагон» (имитация движения поезда)
СЛАЙД №19
- Внимание город «Озеро Улыбки!» Я думаю, вы согласитесь со мной, если к человеку относиться с добротой, то ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей улыбкой. Давайте послушаем стихотворение про улыбку: СЛАЙД №20
Утром ранним поднимаясь, собираясь в добрый путь,
Умываясь, наряжаясь, ты улыбку не забудь!
С ней идти гораздо легче и немного веселей,
С ней не давит груз на плечи, и кругом полно друзей!
От улыбки от задорной посети, быть может, блажь.
И от мысли этой вздорной будет на сердце кураж!
Улыбаться чаще стоит – интересней станет жить.
Ведь улыбка не позволит ни тебе, ни мне тужить!
Звучит песня «Голубой вагон»
СЛАЙД №21
Воспитатель:
- Мы прибыли в город Волшебных слов. Если мы выполним все задания в этом городе, то попадём с вами на главную площадь Страны Толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.
Игра «Подскажи словечко» СЛАЙД №22
Растает даже ледяная глыба,
от слова теплого… (Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
когда услышит … (Добрый день)
Мальчик вежливый и развитый,
говорит, встречаясь (Здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
говорим: … (Простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье
говорят: … (До свидания)
- Стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем всем пригодится.
Звучит песня «Голубой вагон» (имитация движения поезда) СЛАЙД №23
Воспитатель:
- Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в город Загадок. Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!” СЛАЙД №24
• Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
• Кто быть вежливым желает,
Старушке место уступает?
• Кто опрятный и весёлый
Спозаранку мчится в школу?
• Кто из вас идет по школе,
Обдирая стены в холе?
• А во вчерашний понедельник,
Кто был грубый и бездельник?
• Сколько будет пятью пять,
Кто мне сможет подсказать?
• Ну, а кто всегда поможет,
Друга вызволить кто сможет?
• Малышей кто обижает,
Им учиться лишь мешает?
Звучит песня «голубой вагон» (имитация движения поезда)
СЛАЙД №25
Воспитатель:
- Мы с вами прибываем на улицу Пожалуйста. Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять, только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет - задание не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны.
Игра «Пожалуйста» СЛАЙД №26
• Пожалуйста, встаньте.
• Будьте добры, поднимите правую руку.
• Пожалуйста, поднимите левую руку.
• Будьте любезны, сядьте.
• Пожалуйста, похлопайте.
• Потопайте.
• Пожалуйста, улыбнитесь!
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Страны Толерантности. Я буду задавать вопросы, вы улыбаетесь, если так поступает толерантный человек и хмуритесь, если так поступает не толерантный человек
Игра «Толерантные поступки?» СЛАЙД №27
• Поздороваться при встрече?
• Толкнуть и не извиниться?
• Говорить: «Спасибо» за подарок?
• Обозвать обидным словом соседа?
• Поздороваться при встрече?
• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
• Помогать родителям?
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Вот мы и попали в Страну Толерантности! СЛАЙД №28 Ребята, а как вы думаете, каким человеком нужно быть, чтобы вас любили?
Ответы детей:.
Воспитатель:
- Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова. Давайте друзья встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности. А сейчас я предлагаю вам ребята подарить нашим гостям танец.
Дети исполняют танец на мотив песни «Доброта» в исполнении группы «Барбарики» СЛАЙД №29
-Спасибо всем! Желаю вам добра, душевности и взаимопонимания.