Когай Ольга
Непосредственная образовательная деятельность с детьми «На дне морском». Разновозрастная подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность с детьми
Тема «На дне морском»
(разновозрастная подготовительная к школе старшая группа)
Характеристика НОД: комплексно – интегрированная.
Сферы базового компонента: «Познание»
Линии развития по базовой программе: «Познавательно - речевое», «Художественное творчество»
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность с детьми „На дне морском“, Разновозрастная подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Цель: Развивать активность и любознательность детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
Обучающая:
- Формировать представления детей об основной части рассуждения и о словах, которые там используются.
- Учить составлять объяснения на заданную тему, приводить аргументы в пользу обозначенной в начале текста мысли.
Развивающая:
- Развивать логическое мышление;
- Упражняться в рисовании фломастерами путём поэтапного рисования некоторых рыб и животных.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к природе.
Развивающая среда: картинки с изображением обитателей моря, бумажные шарики разного размера, книга А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», шапочки – скафандры на каждого ребёнка, схемы рисования обитателей моря, письмо, фломастеры, листы тонированной бумаги.
Словарная работа: скафандры, морские жители, водоросли, медузы.
Индивидуальная работа: с Максимом, Ярославом, Мариной – воспитывать внимание.
Методические приё мы: игровой, наглядный, словесный (художественное слово, похвала, объяснение и показ, повторение слов.
Ход
1. Беседа – рассуждение.
Воспитатель. Ребята, мы недавно познакомились со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Меня заинтересовал вопрос, почему же старуха осталась одна с разбитым корытом? Я решила выяснить это у золотой рыбки, написала ей письмо и сегодня получила ответ. Но вот беда, часть письма размыло морской водой. Послушайте, что здесь теперь можно прочитать: «Старуха осталась с разбитым корытом, потому что…» Недаром в народе говорят: «Много хочешь, мало получишь»
- Какой части рассуждения не хватает?
Дети. Основной.
Воспитатель. Совершенно верно, не хватает самого объяснения. Давайте попробуем восстановить письмо.
Как вы думаете, что было в основной части рассуждения?
(Дети восстанавливают объяснения золотой рыбки, воспитатель при затруднении помогает им словами в – первых, вот почему.)
Дети отвечают.
Воспитатель. Ребята, в сказке говориться о том, что старик поймал золотую рыбку. А что ещё может быть золотым? Дети отвечают.
Послушайте стихи. Е. Серовой.
Ветерок спросил, пролетая:
От чего ты, рожь золотая?
И в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят!
Воспитатель. Ребята, какое слово повторяется в стихотворении?
Почему говорят «золотые руки?» Ответы детей.
А теперь послушайте рассказ об одной девочке по имени Лена.
«Леночка, - говорит ей мама, - вымой руки. Они у тебя грязные»
А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».
Правильно ли поняла Лена слово «белоручка?» Почему? Ответы детей.
Воспитатель. Вот теперь Лене стало понятно, что про того, кто любит и умеет трудиться, говорят: «У него золотые руки». А того, кто лениться, ничего не умеет делать называют белоручкой. И я думаю, что в нашей группе нет «белоручек».
2. Начало путешествия.
Мы сегодня начали говорить о золотой рыбке, а хотите вы попасть в настоящее увлекательное путешествие, причём не простое, а морское?
Дети. Да, хотим!
Воспитатель. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как вы думаете, почему?
Ответы детей. Под водой, мы не сможем дышать, потому что мы не рыбки.
Воспитатель. Вот это проблема. Как же нам её решить? Я предлагаю надеть скафандры, сказать волшебные слова, и как только мы их произнесём, то перестанем быть просто ребятами, а станем самыми настоящими морскими жителями, кто кем захочет: рыбами, животными и даже водорослями.
Дети с воспитателем произносят волшебные слова:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился, мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
3. Рассказы детей о морских обитателях.
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого – нибудь узнаёте?
Дети называют известных им обитателей морей, глядя на картинки.
В это время дети, которые заранее подготовили рассказы об обитателях моря, берут соответствующие картинки и прячут их за спину.
Воспитатель. Вы просто умницы! В море живёт множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живёт на суше. Есть морские коровы, морские коньки., а сейчас к нам в море заплыли самые настоящие обитатели. Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне. (Дети садятся на ковёр). И попытайтесь угадать, кто к нам заплыл. Только слушайте загадку до конца, никого не перебивайте. Дети по очереди рассказывают о морском обитателе, другие дети отгадывают загадки:
1 ребёнок.
Это самое большое животное на свете. Многие знают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других – нет. У беззубых вместо зубов усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках о нё м говорят: «чудо - юдо».
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Это чудо – рыба… кит.
Дети. Киты. Ребёнок показывает картинку.
2 ребёнок.
Про эту рыбу К. Чуковский писал: «…. – каракула, правым глазом подмигнула». Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов. И острые, как пила. Кроме того, они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (Акула)
3 ребёнок.
Отыскать её очень трудно: она постоянно меняет свой цвет. На желтом песке становиться желтой, на тёмном иле тёмнеет. Оба глаза у неё расположены на одной стороне.
Это что за чудо – юдо,
Рыба плоская, как блюдо?
Оба глаза на спине,
А живёт на самом дне.
Очень странные дела…
Это рыба -…. Камбала.
4 ребёнок.
Этот обитатель моря похож на шахматную фигурку. Он цепляется за веточки подводных растений и висит, как свечка или игрушка на новогодней ёлке. Плавает медленно, хотя его наземные «братья» достаточно быстрее.
Очень смешной вид.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок,
Рыбок друг…. Морской конёк.
5 ребёнок.
Это самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно – медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползёт как… черепаха»
Кто так медленно ползёт
Словно груз большой везёт?
Панцирь твёрдый, очень прочный,
Защитит и днём и ночью.
Но всегда дрожит от страха
Долгожитель… черепаха.
Воспитатель. Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю немного подвигаться. Ответьте мне: откуда появляются рыбы?
Дети. Из икринок.
Воспитатель. Наши рыбки решили с вами поиграть. Мы с вами на морском дне, а они здесь спрятали много икринок, которые вам предстоит найти. Одну подсказку рыбки нам дали. Посмотрите, как выглядят спрятанные икринки, и приступайте к поиску таких же икринок возле «моря» на «песке»
(Дети ищут заранее спрятанные «икринки» - заготовленные шарики разного размера.)
Воспитатель. Замечательно! Давайте посчитаем, сколько вам удалось найти.
Воспитатель из найденных «икринок» выбирает одну и просит показать шарики меньшего размера.
-Сколько «икринок» меньшего размера у вас получилось?
-Сколько «икринок» большего размера у вас получилось?
Дети отвечают.
3. Творческая работа: рисование, оформление выставки.
Воспитатель. Молодцы! С математическими заданиями вы справились. А впереди у нас другие приключение. Наше путешествие продолжается. В нашем море живут самые разные животные рыбы. Однако их не так уж и много. Предлагаю украсить наше море новыми обитателями. Для этого нам их нужно просто нарисовать. Дети рассаживаются за столами.
Воспитатель предлагает нарисовать любого обитателя моря, последовательно выполняя все этапы по образцу. Дети рисуют.
После рисования, дети самостоятельно раскрашивают получившихся морских обитателей, вырезают их по контуру и развешивают при помощи скрепок в групповой комнате.
Воспитатель. Вот теперь у нас настоящее подводное царство. Ну а нам теперь нужно обратно вернуться на сушу с помощью волшебных слов.
Побывали мы на Дне Морском
Видели мы разных звёзд, медуз и
рыб прекрасных
А теперь пора домой,
В детский садик наш «Берёзка»
Воспитатель. Ну, вот мы и снова в детском саду, теперь можем снять наши «скафандры». А почему?
Дети. Потому что мы не в море, а на суше и можем дышать без скафандров.
Воспитатель. Молодцы! А что вам больше всего понравилось в нашем увлекательном путешествии?
Ответы детей.