Юлия Пименова
Непосредственная образовательная деятельность по лепке «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность «Дымковская барышня»
Цель: Продолжить знакомство детей с дымковской игрушкой.
Задачи: - формировать интерес к народной игрушке, воображение, творчество;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по лепке „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
- активизировать словарь детей: Дымковские игрушки, барышня, кольцо, круг, линия, глиняный.
- научить выполнять элементы дымковской росписи с помощью пластилина;
- воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением дымковских игрушек, глиняная барышня, лошадка, по куску пластилина и глины на тарелках, пластилин, салфетки.
Ход образовательной деятельности:
Педагог: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло сегодня, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Педагог показывает детям дымковскую барышню и загадывает им загадку:
Девица в венце,
Румянец на лице,
Кофточка цветная
Юбка расписная!
( Дети могут ответить: ДЕВОЧКА, КУКЛА, ИГРУШКА)
Педагог: - Ребята, эта кукла называется «барышня».
Педагог читает потешку:
- Посмотри, как хороша
Эта девица-душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую п
Педагог: - Ребята, барышня принесла нам книжку – сказку, о том как она появилась на свет. Давайте прочитаем ее.
(Педагог читает сказку)
Педагог: - Игрушки делают из глины. Это такой мягкий материал, из которого можно лепить, что угодно. Глина похожа на пластилин, только она не разноцветная и очень тяжелая. Хотите подержать в руках настоящую глину?
Педагог дает детям кусок глины. Дети по очереди держат его в руках.
- Теперь давайте сравним глину с пластилином. Дети передают из рук в руки пластилин. – Скажите, ребята, - спрашивает педагог – что легче? Что тяжелее? (ПЛАСТИЛИН ЛЕГЧЕ ГЛИНЫ)
Маленький эксперимент: смотрите в один стакан с водой мы положим кусочек пластилина, а в другой кусочек глины. Что произошло? (Глина утонула, а пластилин плавает)
- Есть еще одно отличие: глина бывает серая или коричневая, а каким бывает пластилин? (КРАСНЫМ, ЖЕЛТЫМ, СИНИМ и т. д - разноцветным.) – Правильно, друзья мои! А как же у дымковских мастеров получаются из серой глины такие яркие, нарядные игрушки? (Дети отвечают)
- Дымковские мастера расписывают свои игрушки яркими красками, они придумывают узоры и украшают ими игрушки. Дымковские игрушки расписывали такими элементами – круги, точки, кольца, прямые и волнистые линии. Используются яркие, сочные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый. Каждый элемент узора что – то обозначает. Круг – солнце, волнистая линия – вода, клетка – поле. Давайте посмотрим, какими узорами украшен наряд нашей барышни.
( Ответы детей: круги, кольца, полоски).
Дидактическая игра: «Укрась ковер». Перед вами ребята ковры, которые необходимо расписать с помощью элементов дымковской росписи.
Молодцы, все вы прекрасно справились с заданием.
Педагог: (Показ нарисованных игрушек). Вижу, что вам понравились игрушки на картинках. Давайте расскажу вам про них:
Барыня :
Наряжаться нравится
Модницам-красавицам.
Нарядилась – руки в бок!
Каблучками – чок-чок-чок!
Всадник на коне:
В красном новеньком седле
Всадник скачет на коне.
Конь копытом гордо бьет.
Молодца домой везет.
Птицы:
Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.
Лапки, клювы, оперенье —
Просто чудо, загляденье!
Педагог: Вам понравились Дымковские игрушки? (Да.) Так давайте ненадолго в них превратимся!
Физминутка – Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.
Дети становятся в круг.
Педагог произносит: «Барыня!» - дети кладут руки на пояс, топают каблучками, кружатся.
Педагог произносит: «Конь!» - дети скачут, как лошадка.
Педагог произносит: «Индюк!» - дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками как крыльями, надувая щеки. Молодцы.
Продуктивная деятельность : Ребята посмотрите наша Барышня пришла к нам не одна. Она пришла с подружками, барышня такая красивая, наверное, ей очень весело. Но вот её подружкам, совсем не весело, они такие грустные. Барышня хотела пригласить подруг прокатиться на карусели, но мастера забыли украсить им юбки. Давайте ребята поможем мастерам и распишем их.
Предлагаю пройти в нашу художественную мастерскую, где вас ждут барышни, но сначала посмотрите на образцы росписи и узоры. Подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою барышню. Полоски - катаем колбаски, а потом катаем колобки, а если нужен побольше круг, мы из колобка делаем лепешки. Пластилин отщипываем маленькими кусочками. Старайтесь что бы ваши работы были аккуратными. Руки вытираем о салфетку.
Танец с барышнями.
Звучит музыка
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки на карусель, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:
Педагог: Молодцы, ребята! Скажите, вам понравились дымковские игрушки? Почему? (ИГРУШКИ НАРЯДНЫЕ, ЯРКИЕ, ВЕСЁЛЫЕ) Для кого дымковские мастера делают эти игрушки? (ДЛЯ ДЕТЕЙ) Для чего детям эти нарядные игрушки, как вы думаете? (ЧТОБЫ ИГРАТЬ И ЛЮБОВАТЬСЯ)
Приложение сказка о дымковской игрушке
«В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю: “Заходи!»
В одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.
Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.
Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.
И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.
Рассказала Настенька о своей мечте.
Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.
Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.
А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.
А игрушки с тех пор стали называть Дымковские.