Екатерина Разумова
Необходимы ли для ребёнка народные игры в современном мире?
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня люди все чаще обращаются к опыту предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там зачастую можно найти ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Публикация «Необходимы ли для ребёнка народные игры в современном мире?» размещена в разделах
В народном творчестве заложены понятия “историческая память поколений” и “неразрывная связь времен”, народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно важная роль в формировании личности ребенка отводится приобщению детей к национальной культуре, к традициям, сохранению и укреплению национальной культуры.
Слово «игра» происходит - от древнего «гра» - познание мира. Когда ребенок играет, он познает реальный мир. Можно показать множество картинок, но ничто не заменит ему его настоящего опыта взаимодействия в игре [1].
Русские народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации, отсюда и выполнение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по направлению патриотического воспитания и поддержания здоровья подрастающего поколения [2].
Игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.
Народная игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В этих играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе [7].
До наших дней дошло множество русских народных игр : передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси.
Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу.
Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение [4].
Воспитательное значение народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [5].
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Необходимо обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни.
Народная подвижная игра укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем. Такие игры как : «Петушок дудит в рожок», «Перышки», «Косари», «Мышки и мишка» улучшают функцию дыхания, народная подвижная игра развивает физические качества, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивают смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны [3].
Наиболее элементарные, простейшие русские народные игры для детей – это игры «Догонялки», «Ловишки», «Салки», «Салки с домом» «Ноги над землей», «жмурки», «Уголки», «Сбор ягод», «Зайчик», «Курочка», «Колечко», «День и ночь» или «Совушка». В детских садах дети чаще всего играют в такие русские народные игры как «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Молчанка», «Кошки-мышки» [6].
Русские народные игры для детей – это произведения народного творчества, самобытные обычаи и традиции, которые готовят ребят к взрослой жизни, несут важную социализирующую функцию.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. И хотя в наш информационный, технологический век русская народная игра для детей почти вытеснена играми компьютерными, играть в них с ребенком надо. Дома, на ближайшей детской площадке, во дворе. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа, формирует принадлежность к нему.
Литература:
1. Тимошкина Н. А. Методика использования русских народных игр в ДОО (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие. -М., Центр педагогического образования, 2008.- 64 с.
2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.
3. doshvozrast.ru›igra/igrapodvig07.htm
4. https://festival.1september.ru/
5. ivalex.vistcom.ru›konsultac835.html
6. mindgame.info›articles…russkie-narodnye…detej.html
7. portal-slovo.ru›pedagogy/38186.php/