Елена Александровна Соколова
Необходимость сотрудничества дошкольного и дополнительного образования в условиях новых образовательных требований
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость сотрудничества дошкольного и дополнительного образования в условиях новых образовательных требований.
Соколова Елена Александровна
Высшая квалификационная категория
Преподаватель по классу фортепиано
ГБУ ДО «ДШИ р. п. Новые Бурасы Саратовской
области»,
Музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад №2 с. Тёпловка»
Новобурасский р-он, Саратовская обл.
Публикация «Необходимость сотрудничества дошкольного и дополнительного образования в условиях новых образовательных требований» размещена в разделах
Российское образование осуществило переход на новые образовательные стандарты, - и это представляет собой чрезвычайно ответственный период, в который педагогическим коллективам учреждений дополнительного образования детей и руководству детских садов необходимо существенным образом переосмыслить принципы взаимодействия между такими разными, и в тоже время, идущими «одной дорогой», сферами образования. Спектр переосмысления задан федеральными государственными требованиями: это структура, условия и результаты более эффективно осуществляемой образовательной деятельности в интересах ребёнка, его становления и развития как инициативной, творческой личности [5].
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Особое место в деятельности занимают наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд.
Хочется заметить, что какими бы замечательными не были программы нового поколения, дошкольное образовательное учреждение ныне в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей. Поэтому одним из актуальных вопросов образовательных учреждений является создание такой среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности детей, позволив им наиболее полно реализовать собственные возможности. Дополнительное образование и становится такой образовательной средой, потому что оно расширяет возможности детей в получении знаний, умений и навыков, которые позволят успешно адаптироваться в социальной среде, развить и реализовать творческий потенциал.
Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей. В частности дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов.
Выделяют следующие уровни отношений между образовательными учреждениями:
1. Добрососедский
2. Партнёрский
3. Интеграционный.
Основываясь на своем многолетнем педагогическом опыте (более 25 лет, самый продуктивный метод при условиях перехода на новые федеральные стандарты обучения – это интеграционный. Но он и самый сложный, так как приходится решать новые задачи новым методом, что требует методической подготовки и высокого профессионализма. Тут есть над чем задуматься. В первую очередь важно рассматривать финансовую и кадровую сторону вопроса. Как найти самый оптимальный вариант совместной работы, как ее организовать? Как достичь требуемого, более высокого образовательного результата в переходный период к принципиально новой модели деятельности?
На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. С введением федеральных стандартов, дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, которое, в свою очередь, направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [2, с. 160].
Не менее важные и ответственные задачи ставятся и для учреждений дополнительного образования детей. К сожалению, не все родители оценивают на должном уровне значимость этой важной ступени развития, эмоциональной и творческой среды, в которой осуществляется гармоничное развитие творческой личности маленького ребенка. Педагогам приходится сталкиваться (и работать) с мнением, что дополнительное образование – это трата ценного времени. Зачем же тогда нужно это дополнительное образование? Оно дает ребёнку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. Ребенок получает дополнительные знания, которые расширяют его кругозор. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка активную жизненную позицию.
Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В условиях дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал, получать навыки адаптации к современному обществу.
Идя рука об руку со сверстниками различных национальных конфессий, они с интересом относятся к их национальным традициям, увлечениям, совместным мероприятиям, национальной культуре (начиная с детского сада, продолжая в дополнительном и основном образовании, и далее в более взрослом возрасте).
К сожалению, в реальности мы сталкиваемся с трудностями в реализации программ сотрудничества. Это и материальное обеспечение проектов, и сложность с помещениями для коллективной работы, нежелание к переходу интегрированного обучения со стороны руководства дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, и еще со многими административными проблемами, которые не в состоянии решить на местах. Если речь идет о форме работы вне дошкольного образовательного учреждения, то самая большая сложность – в постоянном посещении: родители (не дети) не всегда имеют возможность или желание. А систематичность и поэтапность работы – главный принцип успешного результата, особенно в раннем развитии детей дошкольного возраста.
Из общих наблюдений можно сделать вывод, что для организации интеграционного обучения нужна группа заинтересованных лиц, двустороннее четкое соглашение и совместная организация работы. Безусловно, интеграционный вид обучения – это метод, который более выигрышен и для дошкольного образовательного учреждения, и учреждения дополнительного образования, и для родителей, и главное – для детей.
Раннее развитие детей очень важно. Это выгодное сотрудничество между детскими учреждениями и учреждениями дополнительного образования: первые получают на выходе хорошую статистику достижений, успешной работы в воспитании гармоничной личности (основной цели ДОУ, на мой взгляд, а вторые – потенциальных обучающихся в дальнейшем, которые уже получили основу необходимых знаний, умений, навыков. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу, активно участвуют в различных мероприятиях, являются постоянными посетителями библиотек, различных кружков и секций, рационально используют свое время – успевают участвовать в различных мероприятиях, проявлять себя в разных сферах деятельности, и практически всегда показывают хорошие результаты в освоении основных образовательных программ.
Интеграция позволяет обогатить процесс организации самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Литература
1. Бражук, С. В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) / С. В. Бражук. — Текст: Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8680/
2. Буйлова, Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб. – метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. – М. : Владос, 2007. – 160 с.
3. Интеграция дошкольного и дополнительного образования. // Сборник статей. -Челябинск: ООО Полиграфическая компания «Прессто», 2009, 92 с.
4. Лапковская, С. А. Интеграция общего и дополнительного образования детей в контексте решения задач разработки в реализации базовой структурно-функциональной модели / С. А. Лапковская // Воспитание и дополнительное образование. — 2007. — № 3
5. Табилова, М. Р. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в региональном образовательном пространстве / М. Р. Табилова // Интернет ресурс: conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/325
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва