МААМ-картинки

Необходимость сотрудничества дошкольного и дополнительного образования в условиях новых образовательных требований

Елена Александровна Соколова
Необходимость сотрудничества дошкольного и дополнительного образования в условиях новых образовательных требований
▼ Скачать + Заказать документы

Необходимость сотрудничества дошкольного и дополнительного образования в условиях новых образовательных требований.

Соколова Елена Александровна

Высшая квалификационная категория

Преподаватель по классу фортепиано

ГБУ ДО «ДШИ р. п. Новые Бурасы Саратовской

области»,

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №2 с. Тёпловка»

Новобурасский р-он, Саратовская обл.

Публикация «Необходимость сотрудничества дошкольного и дополнительного образования в условиях новых образовательных требований» размещена в разделах

Российское образование осуществило переход на новые образовательные стандарты, - и это представляет собой чрезвычайно ответственный период, в который педагогическим коллективам учреждений дополнительного образования детей и руководству детских садов необходимо существенным образом переосмыслить принципы взаимодействия между такими разными, и в тоже время, идущими «одной дорогой», сферами образования. Спектр переосмысления задан федеральными государственными требованиями: это структура, условия и результаты более эффективно осуществляемой образовательной деятельности в интересах ребёнка, его становления и развития как инициативной, творческой личности [5].

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Особое место в деятельности занимают наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд.

Хочется заметить, что какими бы замечательными не были программы нового поколения, дошкольное образовательное учреждение ныне в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей. Поэтому одним из актуальных вопросов образовательных учреждений является создание такой среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности детей, позволив им наиболее полно реализовать собственные возможности. Дополнительное образование и становится такой образовательной средой, потому что оно расширяет возможности детей в получении знаний, умений и навыков, которые позволят успешно адаптироваться в социальной среде, развить и реализовать творческий потенциал.

Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей. В частности дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов.

Выделяют следующие уровни отношений между образовательными учреждениями:

1. Добрососедский

2. Партнёрский

3. Интеграционный.

Основываясь на своем многолетнем педагогическом опыте (более 25 лет, самый продуктивный метод при условиях перехода на новые федеральные стандарты обучения – это интеграционный. Но он и самый сложный, так как приходится решать новые задачи новым методом, что требует методической подготовки и высокого профессионализма. Тут есть над чем задуматься. В первую очередь важно рассматривать финансовую и кадровую сторону вопроса. Как найти самый оптимальный вариант совместной работы, как ее организовать? Как достичь требуемого, более высокого образовательного результата в переходный период к принципиально новой модели деятельности?

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. С введением федеральных стандартов, дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, которое, в свою очередь, направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [2, с. 160].

Не менее важные и ответственные задачи ставятся и для учреждений дополнительного образования детей. К сожалению, не все родители оценивают на должном уровне значимость этой важной ступени развития, эмоциональной и творческой среды, в которой осуществляется гармоничное развитие творческой личности маленького ребенка. Педагогам приходится сталкиваться (и работать) с мнением, что дополнительное образование – это трата ценного времени. Зачем же тогда нужно это дополнительное образование? Оно дает ребёнку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. Ребенок получает дополнительные знания, которые расширяют его кругозор. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка активную жизненную позицию.

Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В условиях дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал, получать навыки адаптации к современному обществу.

Идя рука об руку со сверстниками различных национальных конфессий, они с интересом относятся к их национальным традициям, увлечениям, совместным мероприятиям, национальной культуре (начиная с детского сада, продолжая в дополнительном и основном образовании, и далее в более взрослом возрасте).

К сожалению, в реальности мы сталкиваемся с трудностями в реализации программ сотрудничества. Это и материальное обеспечение проектов, и сложность с помещениями для коллективной работы, нежелание к переходу интегрированного обучения со стороны руководства дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, и еще со многими административными проблемами, которые не в состоянии решить на местах. Если речь идет о форме работы вне дошкольного образовательного учреждения, то самая большая сложность – в постоянном посещении: родители (не дети) не всегда имеют возможность или желание. А систематичность и поэтапность работы – главный принцип успешного результата, особенно в раннем развитии детей дошкольного возраста.

Из общих наблюдений можно сделать вывод, что для организации интеграционного обучения нужна группа заинтересованных лиц, двустороннее четкое соглашение и совместная организация работы. Безусловно, интеграционный вид обучения – это метод, который более выигрышен и для дошкольного образовательного учреждения, и учреждения дополнительного образования, и для родителей, и главное – для детей.

Раннее развитие детей очень важно. Это выгодное сотрудничество между детскими учреждениями и учреждениями дополнительного образования: первые получают на выходе хорошую статистику достижений, успешной работы в воспитании гармоничной личности (основной цели ДОУ, на мой взгляд, а вторые – потенциальных обучающихся в дальнейшем, которые уже получили основу необходимых знаний, умений, навыков. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу, активно участвуют в различных мероприятиях, являются постоянными посетителями библиотек, различных кружков и секций, рационально используют свое время – успевают участвовать в различных мероприятиях, проявлять себя в разных сферах деятельности, и практически всегда показывают хорошие результаты в освоении основных образовательных программ.

Интеграция позволяет обогатить процесс организации самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Литература

1. Бражук, С. В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) / С. В. Бражук. — Текст: Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8680/

2. Буйлова, Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб. – метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. – М. : Владос, 2007. – 160 с.

3. Интеграция дошкольного и дополнительного образования. // Сборник статей. -Челябинск: ООО Полиграфическая компания «Прессто», 2009, 92 с.

4. Лапковская, С. А. Интеграция общего и дополнительного образования детей в контексте решения задач разработки в реализации базовой структурно-функциональной модели / С. А. Лапковская // Воспитание и дополнительное образование. — 2007. — № 3

5. Табилова, М. Р. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в региональном образовательном пространстве / М. Р. Табилова // Интернет ресурс: conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/325

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС до Хочу предоставить Вашему вниманию "Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС ДО".Буду рада, если эта информация Вам.

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необходимость сотрудничества дошкольного и дополнительного образования в условиях новых образовательных требований
Опубликовано: 27 июля 2022 в 10:49
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Необходимость сотрудничества дошкольного и дополнительного образования в условиях новых образовательных требований» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД