Анна Терстуях
Немного о воспитании толерантности…
Сейчас часто можно услышать мнение, что настали другие времена, люди стали меньше общаться друг с другом, ходить в гости; стали злыми, грубыми, более замкнутыми… А ведь действительно, раньше было немного по-другому, помните: «Пролетарии всех стран объединяйтесь!». В университетах учились студенты со всего мира, отмечали праздники разных культур, испытывали сочувственное отношение к инвалидам - все общались, находили общие интересы, уважали другие взгляды…Проблема принятия людей другой национальности или проблема открытого проявления грубости по отношению к людям с ограниченными возможностями не была такой острой как сегодня. Многие чувствует на себе то напряжение, в котором находится страна. Экономическая и политическая ситуация отражается на людях: сильней проявляется зависть, гнев, презрение, раздражение. Нам кажется, что тот или иной человек недостоин быть рядом, потому что он не разделяет моё мнение, предпочитает одеваться в одежду другой марки или просто потому, что он болен непонятной болезнью…К чему приводит подобное поведение, мы видим и слышим в новостях: конфликты, вспышки физической агрессии, суициды…
Публикация «Немного о воспитании толерантности…» размещена в разделах
Что такое толерантность и надо ли обсуждать вопросы толерантности с нашими детьми?
Говорить и обсуждать проблему толерантности просто необходимо, ведь нужно жить и развиваться в тех условиях, которые есть сейчас.
О вопросах толерантности заговорили еще в конце прошлого века. С психологической точки зрения под толерантностью понимается :
1) ответственный нравственный выбор каждого человека, его позиции при построении взаимоотношений с людьми, непохожими на него.
2) психологическая готовность к терпимости для эффективного установления взаимопонимания между социальными группами, гражданами иной культурной, социальной или религиозной среды.
В каком же возрасте лучше начинать говорить о проявлении толерантности к другим людям?
Ответ прост: в дошкольном! Дети в этом возрасте свободны от предрассудков и стереотипов. Считается, что в дошкольном периоде происходит формирование у детей навыков уважительного поведения в отношениях с детьми (взрослыми людьми) разных наций, формирование умения воспринимать окружающую действительность как результат сотрудничества людей разных культур и разных социальных групп.
Несмотря на то, что в большинстве случаев дети львиную долю времени проводят в дошкольном учреждении, значение семьи в формировании толерантного поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, или любое другое качество, если мы (родители) не являемся союзниками педагогов в решении этой проблемы. Никто не знает, подвергнутся ли наши дети оскорблениям, запугиванию, насмешкам в свой адрес…Или же сами будут выражать грубость по отношению к другим.
Как родители могут содействовать педагогам и воспитывать толерантное отношение в своих детях?
Воспитание толерантности идет путем развития хороших привычек, манер, культуры общения, искусства жить в мире непохожих людей, воспитания чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Все это происходит постепенно и в разных формах.
На наш взгляд, самый доступный способ для родителей взращивать толерантные чувства у детей - это просмотр мультфильмов и обсуждение их. Почему именно мультфильмы? Все просто, мультфильмы
раскрепощают мышление и развивают фантазию детей;
помогают формировать понятия о добре и зле;
учат сопереживать, размышлять, сочувствовать;
улучшают настроение;
расширяют кругозор.
Мультфильмы делают процесс воспитания незаметным для ребенка. Безусловно, просмотр мультфильмов, как и любое другое воздействие на личность ребенка неоднозначно. Дети перенимают модели поведения понравившихся героев, стараются подражать им, повторять их действия, поэтому после просмотра мультфильмов важно поговорить с ребенком о поведении главных героев, и чувствах, которое оно вызвало.
Предлагаем Вам подборку добрых и полезных, на наш взгляд, мультфильмов.
Задачи, которые помогает решить мультфильм Качества, которые рассматриваются (или для обсуждения) Пример мультфильма
1. Привить ребенку умение дружить Герои (люди/животные, живые и легкие по характеру;
мораль - альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь Серия мультфильмов "Чебурашка", "Крошка Енот", "Большой секрет для маленькой компании", "Приключения домовенка Кузи", «Голубой щенок», «Самый маленький гном»
2. Помочь в познании окружающего мира Герои (животные, инопланетяне, роботы). Знания, расширяющие кругозор "Доктор Айболит", «Тайна третьей планеты»
3. Приучить ребенка к выполнению определенных обязательств Герои (люди/животные, статус которых изменяется во времени с приобретением тех или иных качеств, умений (несчастный, когда не умел, счастливый, когда научился) "Винни-Пух" "Топчумба", "Приключения Домовенка Кузи"
4. Познакомить с народами, населяющими нашу страну Герои (люди / животные). Знакомство с народами, населяющими нашу страну, воспитание чувства гордости за свой народ «Гора самоцветов»
5. Воспитать умение сочувствовать, сопереживать Герои (люди/ животные) Персонажи помогают формировать способность к сопереживанию, учат справляться с трудностями и страхами «Цветик-семицветик»,
«Карлик нос», «Маленький Мук», «Халиф Аист», «Три толстяка»
Необходимо помнить, что воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, говорить, как будет «правильно», наставлять их. Главное, это самому жить по тем принципам, о которых говорим детям. Ведь они берут пример со взрослых, с тех, кто рядом, поэтому учиться понимать чувства и состояние других людей, учиться сопереживать и сочувствовать, учиться общаться со сверстниками они будут у НАС.
Успехов!
Используемая литература:
Карасева С. Н. «Проблема толерантности в современном российском обществе».
Буркова И. В. «Эффективные формы развития толерантности у дошкольников с ОВЗ»