Алена Лобанова
Немного о детской психосоматике
▼ Скачать + Заказать документы
Каждая семья, имеющая маленького ребенка, сталкивается с такой проблемой, как детские заболевания, причем заболеваемость часто не зависит от уровня доходов семьи и качества заботы о ребенке. Дети могут часто болеть и в социально благополучных семьях.
Несмотря на то, что в последнее время медицина предлагает родителям лекарства нового поколения, принципиально новые методы лечения и профилактики, уровень детской заблеваемости неумолимо возрастает.
Также заболевание ребенка не зависит от того сидит ли он дома или посещает детский сад. Так в чем же кроются причины частых детских болезней?
Публикация «Немного о детской психосоматике» размещена в разделах
Многие случаи заболеваний у детей объясняет такое понятие, как психосоматика.
Психосоматика («психе» - душа, «сома» - тело, греч.) – отрасль науки, изучающая взаимосвязь между психологическими и физическими расстройствами. Психосоматикой также называют и влияние психологического состояния на телесное.
Среди возможных причин возникновения психосоматических реакций можно выделить следующие:
1. Внутренний конфликт – это борьба двух желаний. В ситуации, когда совместить их невозможно, одно из них уходит в подсознание и начинает угнетать организм.
2. Условная выгода – когда человек не в состоянии найти рациональное решение той или иной проблемы, его это подавляет, что вызывает психосоматическое заболевание, которое оказывается очень кстати и избавляет от принятия решения.
3. Идентификация – человек переживает за болеющего близкого и перенимает у него симптомы болезни.
4. Самонаказание – когда человек долгое время мучается чувством вины.
5. Прошлый опыт – это какие-либо травмирующие ситуации, пережитые в детстве, которые откладываются в подсознании и накладывают отпечаток на физическое здоровье.
6. Внушение – это ситуация, когда человек (чаще ребенок) на подсознательном уровне принимает мысль о том, что болен. Как правило, эту мысль закладывают близкие взрослые, говоря, например, о том, что у малыша обязательно заболит живот, если он не поест суп или съест много вредных чипсов.
С раннего детства ребенок получает от родителей много установок как прямых, так и косвенных. Косвенные установки чаще преподносятся в виде предостережений или назиданий. Например:
«Нельзя так говорить! Тебе не стыдно?» - на самом деле мы даем установку «не живи!». Когда мы не готовы к трудностям в воспитании ребенка, и таким образом мы перекладываем ответственность на него, заставляя его стыдится. В результате ребенок может озлобится и начать вредничать.
«Не балуйся!»- что означает - «не будь ребенком!». Тем самым мы требуем от ребенка быть серьезным, перекладываем ответственность. Дети развиваются в играх, если они берут или делают что-то недозволенное, то, как правило, по недосмотру взрослых.
«Нельзя есть мороженое, горло заболит!» - в этом случае, если горло и заболит, то скорей всего от сдерживаемой обиды. Болезни горла часто возникают от невысказанных эмоций, когда родители заставляют замолчать или не разрешают плакать.
«Перестань беситься!» - это запрещение естественного для детей спонтанного проявления эмоций, что непременно вызывает предпосылки для болезней.
«Перестань реветь! Успокойся!» - на самом деле мы говорим – «не чувствуй!». Подавление и накопление негативных эмоций, мы заставляем ребенка сдерживать свою боль.
«Осторожно! Споткнешься и упадешь», что означает «не делай!». Тем самым мы не помогаем ребенку стать уверенным, отказываем в поддержке при проявлении самостоятельности и заставляем сомневаться в своих силах.
Это лишь некоторые родительские установки, которые заставляют ребенка «не быть собой», мешают развитию самостоятельности, заставляют прибывать в состоянии неудовлетворенности и внутреннего конфликта, что зачастую приводит к развитию психосоматики.
Не жалейте теплых чувств по отношению к ребенку как в словах, так и невербально. В семье ребенку необходимо получать внимание, одобрение, поддержку и сопереживание. Воспитание ребенка должно быть последовательным, не стоит давать разные реакции на одно и то же действие. Давайте уважать в ребенке личность и помогать достойно выходить из его сложных детских ситуаций, чтобы сохранить детское самоуважение.
Помочь ребенку в выздоровлении может только ясность в семейных и детско-родительских отношениях.
Любите своих детей! И будьте здоровы!