Приложение МААМ

Нейропсихологические методы профилактики дисграфии

Фаниса Самигуллина
Нейропсихологические методы профилактики дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихологические методы профилактики дисграфии у детей с Общим недоразвитием речи в условиях коррекционной группы детского сада.

Ф. Ф. Самигуллина, учитель-логопед МАДОУ Детский сад №253 г. Уфы.

Нейропсихологический анализ синдромов трудностей обучения письму выделяет три вида дисграфии : регуляторную, акустико-кинестетическую, зрительно-пространственную. Эти виды нарушений письма должны рассматриваться в соответствующих нейропсихологических синдромах, связанных со слабостью функций блоков мозга, а также гностических левополушарных и правополушарных (холистических) функций.

Публикация «Нейропсихологические методы профилактики дисграфии» размещена в разделах

Различаются три основных синдрома парциального отставания в развитии высших психических функций, в которых наблюдаются трудности письма и письменной речи.

1. Синдром слабости функций III блока мозга.

Он связан с отставанием в развитии функций программирования и контроля произвольных действий и функций серийной организации движений и речи. При этом синдроме наблюдается регуляторная дисграфия.

Для регуляторной дисграфии характерны ошибки, связанные с инертностью, упрощением или искажением программы написания:

•Пропуск или вставка букв и их элементов, слогов, слов.

•Инертное повторение (персеверация) предшествующих элементов букв, букв, слогов и слов. Например, ледоход – ледоходох.

•Антиципация (предвосхищение) последующих букв или слогов. Например, на ветках – ва ветках, ребята – рябята.

•Контаминация («слипание») двух слов. Например, на ели лежит – на елижит. •Ошибки языкового анализа (отсутствие прописной буквы в начале предложения, реже – пропуск точек в его конце, слитное написание слов с предлогами).

•Орфографические ошибки из-за проблем распределения внимания на орфограмму и само письмо (даже непосредственное перед письмом повторение простейших правил, например, о прописной букве при написании имен, может не приводить к их соблюдению.

2. Синдром слабости левополушарных функций II блока мозга

Он связан с отставанием в развитии таких функций, как переработка слуховой информации и переработка кинестетической информации. В школьном возрасте обычно отмечается акустико-кинестетическая дисграфия.

Ошибки СЛУХОВОГО выбора, т. е. смешение и замены звуков, близких по звучанию (глухих – звонких, твердых – мягких б – п, з – с, рь – р, например, попадались – пободались, на зорьке – на сорке, тепло – дебпло.

Ошибки КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО выбора. Они могут проявляться в трудностях дифференциации не только артикулем, но и графических движений, необходимых для написания буквы: – Смешение звуков, близких по произношению (ж – з, т – п, т – к, т – н). Например, написание протязный вместо протяжный, кополь вместо тополь, толоса вместо полоса. – Смешение букв, близких по написанию (у —и, щ – ш, ж – х) : луса вместо лиса, харко вместо жарко. • Смешение звуков, близких и по звучанию, и по произношению (сонорных, аффрикат и их компонентов). Например, ветер – ветел, теплая – цепля

3. Синдром слабости правополушарных функций мозга.

Он связан с отставанием в развитии холистической стратегии переработки зрительно-пространственной, зрительной и слуховой информации. В письме – зрительно-пространственная дисграфия.

•Трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа).

•Трудности удержания строки.

•Колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова

. •Устойчивая зеркальность при написании букв и цифр.

•Трудности актуализации графического/двигательного образа буквы (смешения зрительно похожих или близких по написанию букв).

•Трудности запоминания зрительного образа слова, ошибки в идеограммах, словарных словах (Классная работа, Задача, Упражнение).

•Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных.

•Фонетическое письмо (ручьи – ручйи, шоссе – шесе).

•Нарушение порядка букв в словах.

•Слитное написание нескольких слов.

Причинами данных синдромов являются неблагоприятные условия внутриутробного развития, перинатальные и постнатальные повреждения ЦНС. Поэтому вопросами профилактики дисграфии необходимо заниматься задолго до поступления в школу. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а также имеет место недоразвитие познавательной деятельности,в анамнезе у детей встречаются заключения,связанные с нарушениями ЦНС можно полагать, что у них не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Учитывая, что основные направления логопедической работы являются профилактикой акустико-кинестетической дисграфии, а по остальным видам работа ведется не планомерно, есть необходимость обратить большее внимание на профилактику зрительно-пространственной дисграфии.

Работу по профилактике зрительно-пространственной дисграфии необходимо начинать с первых занятий, включая задачи в коррекционные занятия по формированию лексика - грамматических категорий. Коррекционную работу проводить по следующим направлениям:

• Формирование зрительного восприятия и зрительного гнозиса

• формирование пространственного восприятия и представлений;

• вербализация зрительно – пространственных отношений;

Для реализации поставленных задач используются игры и упражнения, рекомендованные А. В. Семенович в книге «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».

Формирование зрительного восприятия

«Разрезные картинки», ««Выбор недостающего фрагмента изображения, «Чего здесь не хватает?» Дорисуй предмет до целого», «Зашумленные и наложенные картинки», Что здесь изображено?», «Что перепутал художник?»,»Лабиринты» «Найди все предметы», «Подбери по форме, цвету», «Расставь по реальной величине».

Для формирования зрительного восприятия используются следующие приемы:

-демонстрация реальных объектов; цветных плоскостных изображений, узнавание силуэтных, контурных, зашумленных, наложенных и незаконченных рисунков. Сюжет игр, картин подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой, что способствует вербализации зрительно-пространственных отношений и развитию словаря по данной теме. Задания к играм подбираются в соответствии с поставленными грамматическими задачами.

Так, например, при изучении темы «Овощи», закрепляя употребление предложно-падежных окончаний существительных предлагаются наложенные рисунки,дается задание- определить, «Какие овощи выросли на грядке?», разрезные картинки –«Что повар нарезал для борща?»; контурные или теневые картинки - «С чем испекли пирог?»,для согласования числительных с существительными «Сколько овощей?», для развития навыков соотнесения по форме и цвету и согласования относительных прилагательных с существительными предлагается игра «Купи овощ». Детям предлагаются деньги-карточки, где нарисованы цветные геометрические фигуры разной величины. Детям предлагается выбрать овощ, соответствующий данной карточке и рассказать какой овощ он купил. («Я купил круглую зеленую капусту или овальный зеленый кабачок» ит. д.) Аналогично проводится работа и по другим лексическим темам.

При изучении тем «Осень», «Зима», «Весна» детям интересно работать с картинами из серии «Что напутал художник?», «Найди различия», подобранными в соответствии с временем года. При изучении тем «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы», «Насекомые», «Рыбы» можно использовать игры «Лабиринты», располагая начальную точку на левой стороне, а конечную -на правой стороне листа.

Такая профилактическая работа на картинном материале способствует развитию зрительного восприятия и успешному переходу к буквенному гнозису.

Формирование пространственного восприятия

«Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела»

Следующим направлением профилактики зрительно-пространственной дисграфии является формирование пространственного восприятия и варбализация пространственных понятий.

. Данное направление осуществляется поэтапно и включает в себя три вида дифференцировок:

1. ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей собственного тела человека или игрушки расположенного напротив;

2. ориентировка в окружающем пространстве;

3. ориентация на листе бумаги.

Формирование навыков ориентировки в собственном теле начинается в свободной деятельности, далее продолжается в процессе непосредственной коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и формированию звукопроизношения. Когда дети поступают в группу, прикрепляем на левую сторону, там где бьется сердечко, бейджики в форме сердечек, уточняем какой рукой они кушают, держат карандаш, предлагаем носить на левой руке детские часики или браслетики, активизируем в речи понятия «правая», «левая» рука, предлагаем взять игрушку в определенную руку. Далее на занятиях в процессе игр учимся соотносить части тела с правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой.

Основным условием при усвоении пространственных понятий является связывание направлений с определенным движением, например правую руку поднять «вверх», «вперед», «назад»,опустить «вниз». Ориентировка в собственном теле проходит также и по вертикальной оси, одновременно закрепляются понятия «выше», «ниже», «под», «над», «между».

После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Предлагаются следующие упражнения: «Что находится справа от меня?» «Повернись направо, повернись налево». «Кто где стоит?» «Диспетчер и самолет». «Робот». «Моя комната». «Капризный фотограф». «Где же я сижу?» «Собираем урожай» и другие.

Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад.

Особое внимание необходимо уделить знакомству со схемой тела человека, стоящего напротив. Это всегда вызывает у детей затруднения и требует тщательной проработки. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот» : право – где у меня лево, а лево –где у меня право. С этой целью проводятся различные упражнения с человеком или куклой, расположенными напротив:

«Полька», «Назови часть тела», «Делай как я», «Зеркало».

Далее проводятся игры и упражнения с одеждой, лежащей в разных положениях (правый рукав, карман,штанину). Далее детям предлагаются картинки, где они определяют,какой рукой действует герой, кто с какой стороны находится, в какой руке что держит и т. д.

Для развития и закрепления знаний частей лица и умения ориентироваться в его схеме используются следующие упражнения: -назови основные части лица, покажи их на себе, на кукле, на изображение, определи, что забыл нарисовать художник на портрете, приложи к овалу лица, вырезанному из картона, контурные изображения частей лица и расскажи.

Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем «раскрыть тайны чистого листа». Предлагаем детям альбомный лист, с нарисованными кистями рук. Предлагаем наложить на них свои руки и определить правую и левую сторону листа, правые, левые, верхние и нижние углы, предлагаем разложить на листе овощи, фрукты, животных, птиц и. т. д. в соответствии с инструкцией.

После работы с чистым листом, предлагаем листы с нарисованными предметами и просим рассказать, где что находится. «На какой цветок сядет пчела?», «Где находится?», «Собери урожай в корзины», «На скамейке».и другие.

С целью систематизации работы по профилактике зрительно-простанственной дисграфии разработана таблицу по введению задач на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве в календарный план непосредственной образовательной деятельности.

Публикации по теме:

Сказка для профилактики алкоголизма в среде школьников Сказка о трех кувшинах и злом колдуне Ализме Коголе. Хочешь, расскажу тебе сказку? Не простая это сказка, а волшебная. Кто прослушает ее,.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Фотоотчёт «Месячник профилактики безнадзорности детей»Фотоотчёт «Месячник профилактики безнадзорности детей» Фотоотчёт «Месячник профилактики безнадзорности детей» В сентябре в нашем детском саду «Золотая рыбка» проходил Месячник профилактики безнадзорности.

Нетрадиционное оборудование для профилактики сколиоза и плоскостопияНетрадиционное оборудование для профилактики сколиоза и плоскостопия Любое заболевание всегда легче предотвратить, чем его потом лечить. Особенно это касается нарушения осанки и плоскостопия у детей. Для.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Использование нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопияИспользование нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопия В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопияКоррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Ходьба по дорожке направлена на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голеней.

Массажные коврики для профилактики плоскостопияМассажные коврики для профилактики плоскостопия В детском саду ребенок проводит продолжительную часть своего времени. Все мы знаем что, маленькие дети – самые непоседливые и неусидчивые.

Увлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопияУвлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопия Сегодня с проблемой плоскостопия сталкивается каждая вторая семья. Причины плоскостопия разные. Заметив у своего ребёнка эту проблему, мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологические методы профилактики дисграфии
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 22:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические методы профилактики дисграфии» (включая файлы) размещена пользователем Фаниса Самигуллина (УИ 650862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД