Татьяна Демкина
Нейроигры и нейроупражнения для развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Демкина Т. А.
МБУ д / с № 16 «Машенька»
Нейроигры и нейроупражнения для развития речи у дошкольников.
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
В современной педагогике существует множество технологий, методик, программ развития ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей. Следует отметить, что развитие способностей и успешность ребёнка зависит от его психологического и физического здоровья. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а продуктивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейрогимнастических упражнений.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Нейрогимнастика – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).
Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.
Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений для тренировки мозга подбирается индивидуально) позволяет проводить качественную тренировку обоих полушарий головного мозга, а также способствует развитию когнитивных способностей.
Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку пользу:
• улучшает функции долгосрочной памяти;
• обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
• повышает физическую и умственную работоспособность (это полезное качество нейрогимнастики особенно актуально для детей, которые совмещают тяжелую учебную нагрузку и параллельно посещают спортивные секции);
• снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
• активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
• способствует более активной подвижности кистей рук;
• развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
• стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
• ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
• снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;
• повышает работоспособность вестибулярного аппарата, а также позволяет справиться с нагрузками в виде длительных поездок в общественном транспорте, автомобиле (детей с крепким вестибулярным аппаратом не укачивает, у них отличная координация движений);
• развивает уровень подвижность мышц, расположенных в области плечевого пояса;
• обеспечивает более быструю адаптацию ребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку;
• предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.
Нейроигры и нейроупражнения для детей :
«Полоса препятствий».
Цель: активизация различных отделов коры головного мозга, её больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.
Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней
Сделайте сенсорный путь из карточек в виде дорожки по 3 или 4 карточки в ряд. Детям необходимо пройти этот путь, касаясь карточек на каждой линии руками и ногами. Карточки выкладывайте случайным образом.
«Нейрозарядка»
Цель: повысить активность, развить чувство ритма, переключение внимания, скорость реакции, повысить работоспособность
Описание игровых действий: выполнять движения поочередно по показу или сигналу, постепенно увеличивая темп и количество упражнений (от 4х рядов по 2 действия до 8-ми рядов по 6 действий) Разновидность: выполнить действия сначала отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно.
«Умные дорожки» для автоматизации изолированного звука.
Цель: автоматизация звуков; развитие межполушарного взаимодействия, координации и внимания.
Описание игровых действий: ребенок «рисует» одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, обеих рук по одинаковым дорожкам, произнося автоматизируемый звук.
«Повтори силуэт»
Цель: вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий. Кроме того, игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию.
Описание игровых действий: ребенок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений – задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый.
«Умные дорожки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, координации движений, синхронизация работы глаз и рук, развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, активной концентрации внимания.
Описание игровых действий: ребенок задействует правую руку, левую руку или обе руки одновременно, что в свою очередь способствует улучшению взаимодействия правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
«Нос-ухо»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, развитие мозолистого тела головного мозга благодаря движениям перекрестного характера, улучшение мыслительной деятельности, повышение стрессоустойчивости, развитие самоконтролю.
Левой рукой ребенок держится за правое ухо, правой рукой за нос, затем хлопает в ладоши и меняет положение рук: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков, чистоговорки.
«Пальчики поздоровались»
Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном изменении
положений рук, автоматизация звуков.
Ребенок синхронно и ритмично соединяет каждый пальчик правой и левой руки начиная с мизинца с большим пальцем и произносит заданный слог (звук, слова) : са-са-са-са.
Варианты: ребенку предлагаются звуки в изолированном произношении, звуки для автоматизации в слогах, в словах.
«Ручки здороваются»
Цель: улучшение контроля и регулирования деятельности при ритмичном изменении положений рук, автоматизация звуков.
Ребенок синхронно и ритмично соединяет каждый палец правой с соответствующим пальцем левой руки и произносит заданный слог: ла-ла-ла-ла.
Варианты: ребенку предлагаются звуки в изолированном произношении, звуки для автоматизации в слогах, в словах.