Мадина Умарова
Организация детской исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В статье раскрывается организация детской исследовательской деятельности, источником которой является собственная активность и инициативность ребенка к изучению окружающего мира через сказку.
Исследования со сказочными героями предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Публикация «Организация детской исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Ключевые слова: Исследовательская деятельность, эксперимент, активность, инициативность,самовыражаться.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Не зря китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию, перекатывая или отбивая мяч, он интуитивно открывает для себя некоторые эталоны, присущие только этому предмету.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Мы, взрослые, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования взрослые должны выступать для детей не как учителя, а как равноправные партнеры, незаметно направляющие детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослыми, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Мотивацией для совместных исследований, может быть сказка. Ведь в мире чудесных сказок есть волшебство и там все интересно.
В нашем детском саду есть лаборатория «Дорогою открытий», которая помогает детям изучать мир, который их окружает. В лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
Вместе со сказочными героями ребята путешествуют по миру, исследуют свойства воды, песка, воздуха, магнита, бумаги и других веществ. А также ищут ответы на разные вопросы, помогая сказочным героям в трудную минуту. Помогая Колобку,преодолевать опасности, которые встречались ему на пути, ребята нашли ответы на многие вопросы: Почему распускаются бумажные цветы в воде? Почему в перевёрнутом вверх дном стакане не выливается вода? Почему вода разрушает сахарную башню? Как можно воду заставить подняться вверх? Вместе с Алисой из страны Чудес, детиисследовали бумагу на прочность и на разрыв: узнавали, может ли бумага служить мостом, можно ли удержать бумагой сыпучий материал. Исследуя свойства соли, ребята помогли Зайчику выгнать Лису из его домика.
Путей развития познавательной активности существует много, но исследовать мир вместе со сказочными героями, оказаться в мире волшебства один из самых эффективных.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.