Людмила Иванова
Проект для детей 4–5 лет «Люби и знай свой Приморский край»
▼ Скачать
Девиз проекта : " Каждый народ,
даже самый маленький, -
неповторимый узор на ковре
человечества" Ч. Айтматов
Вид проекта : среднесрочный, информационно практико-ориентированный, групповой.
Автор проекта : Иванова Людмила Викторовна, воспитатель.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, сотрудники ДОУ, родители.
Целевая аудитория: дети 4-5 лет.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Люби и знай свой Приморский край“» размещена в разделах
- Приморский край
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность, направленную на изучение особенностей региона, национального языка и национальной литературы. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.
Систематическая работа по ознакомлению детей с родным краем, историей его возникновения и коренными жителями, способствует
формированию детей эмоционально-положительному отношению к своей малой родине, развитию умения видеть и понимать красоту окружающего мира.
ПРОБЛЕМА
Недостаточность знаний детей о родном крае – своей малой родине. А также
недостаточные знания детей о коренных народностях, живущих в Приморском крае.
Цель: познакомить детей с коренными народностями нашего края, их бытом, культурой и обычаями; развивать интерес к истории родного края.
Задачи
Образовательная:
-формировать знания о коренном населении Приморья (удэгейцы, их образе жизни, традициях и фольклоре;
- чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Приморья.
Развивающая:
- развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности;
- совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы,
- развивать любознательность;
Воспитательная:
- формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
- воспитывать чувства национального достоинства, толерантности.
Для родителей: способствовать формированию устойчивых, нравственных патриотических позиций в разных ситуациях у детей и их родителей.
Ожидаемые результаты:
- у детей появится интерес к истории, культуре удэгейского народа. Расширится кругозор. Будет сформирована устойчивая позиция отношения к быту и культуре других народов.
Для родителей: у родителей возникнет понимание важности воспитания у детей толерантного отношения к окружающим людям, уважения их национального достоинства.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- просмотр видеоматериалов;
-рассматривание иллюстраций, фотографий;
-чтение методической и художественной литературы.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный (накопление знаний).
II этап – основной (совместная деятельность детей и сотрудников детского сада)
III этап – заключительный (результат).
Содержание проекта
I этап : подготовительный
– разработка плана реализации проекта; Изучение литературы составление плана работы, подборка стихов о природе Приморского края, материалов о городах Приморского края.
– подбор методической литературы для реализации проекта ;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
II этап: основной
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
ОО. СОЦИАЛЬНО - КОМУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Беседа о терпимом (толерантном) отношении к людям других национальностей. Сюжетная игра «Охотники»
ОО. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Занятие. «Знакомство с коренными жителями Приморского края – удэгейцами», «Уссурийский тигр — хозяин тайги».
Беседа: «Чем занимались удэгейцы их быт, образ жизни», «В какие игры играли удэгейские дети», «Природа Приморского края».
Рассматривание иллюстраций
ОО. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Чтение произведений о природе, птицах, животных родного края, удэгейских пословиц и поговорок, загадок.
Занятие. Беседа по удэгейской легенде «Почему на небе одна луна и одно солнце?».Удэгейская сказка «Откуда в тайге появились комары и мошкара», «Белка и черепаха», «Два слабых и один сильный», «Как звери ногами менялись».
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные», «Птицы», «Цветок».
ОО. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Занятие. Лепка «Животные тайги», «Лепёшки на красивой тарелке».
Слушание музыки малых народностей Приморья.
ОО. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Занятие «Увлекательное путешествие по Уссурийской тайге»
П/и «Попади из лука в цель», «Прыжки через нарты», «Охотники и звери», «Рыбаки и рыбки», «Перетяни палку»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Консультации:«Люди, живущие рядом», «Сказки коренных народов Приморья».
2 Экологическая газета «Прикоснись душой к природе».
3 – ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Картотека удэгейских народных игр
Итоговое мероприятие: открытое занятие "Мой родной Приморский край"
Презентация проекта на педсовете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Л. Н Алексеева «Стихи о растениях». – СПб: Тритон, 1997.
2. Н. Дункай «Горы Сихотэ-Алиня зовут и манят» Изд. «Дюма», Владивосток, 2003г.
3. О. О. Звиденная, Н. И. Новикова «Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин» Изд. «Стратегия», 2010г., Москва
4. А. И. Крушаков «История и культура удэгейцев» Издательство «Наука», 1989г.
5. Л. П. Миронов «Люби и знай родной свой край», Воспитатель ДОУ. - 2008.- №1.- C. 17-23.
6. Б. Можаева «Удэгейские сказки» (2006 г.);
7. В. В. Подмаскина, И. В. Киреева «Удэгейские мифы, легенды, сказки», 2010.
8. Б Шибнев «Природа реки Бикин», «Первоцвет», Владивосток, 2004г.
9. Программа по краеведению «Синеглазое Приморье» п. Лесозаводск
Электронные ресурсы
1. Все о Приморском крае. Коренные жители приморского края http//primorie.do.am/blog/korennye zhiteli primorskogo kraia 2012.09.30.90
2. История и культура удэгейцев, Москва, 1989.
3. История и традиции удэгейцев // Страна тысячи народностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проделанной работы свидетельствуют о положительной динамике, сформированности у детей социально-личностного, нравственного, патриотического развития. Появился устойчивый интерес к истории, культуре коренных народа Приморского края. У детей расширился кругозор. Они стали использовать в сюжетных играх полученные знания о жизни рыбаков и охотников. Сформировалась творческая активность.