Лаззат Жараспаева
Консультация «Навыки и компетенции, необходимые ребенку в 21 веке»
▼ Скачать + Заказать документы
НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ НЕОБХОДИМЫЕ РЕБЕНКУ В XXI В ЕКЕ.
Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, сделать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века.
Навыки, заложенные в ребёнка в раннем возрасте, – основа его успешного развития.
В ранние годы ребёнок усваивает максимальное количество информации.
Обучение проходит легко и эффективно.
Публикация «Консультация „Навыки и компетенции, необходимые ребенку в 21 веке“» размещена в разделах
В 2013 году учёные Оксфордского университета подсчитали, что 35% людей к 2020 году потеряют работу, их профессии будут заменены. Уже есть роботы-официанты, кассиры, продавцы и учителя. Человеку остаётся творчество. Он сможет реализовать себя, осваивая навыки коммуникации, мягкие навыки общения, сотрудничества и взаимодействия.
Поколение Z, по прогнозам, поменяет место работы 7 раз. То есть те навыки, которые дети сейчас получат в школе или в вузе, могут не пригодиться.
Так что нужно развивать?
Коммуникативные навыки
Умение эффективно учиться
Эмоциональный интеллект
Креативность
Критическое мышление
Умение работать с информацией
1. Коммуникативные навыки.
Включают в себя умение общаться. В раннем возрасте это прежде всего способность представить себя, познакомиться со сверстником и договориться о правилах совместной игры. Сюда же входит способность обращаться за помощью и самому предлагать её.
2. Умение эффективно учиться
Прежняя парадигма образовательной системы устаревает. По исследованиям 80% педагогов не готовы к новым методам обучения. Педагог который говорит, что он должен давать знания ребёнку, — это вчерашний день. В наше время нужно показывать модели, способы или пути получения знаний. Давать ключи от дверей, за которыми кроются знания.
Допустим, у вас спрашивает ребё нок: «Какая температура за окном?» Вы можете предложить ему несколько вариантов. Первый — просто сказать. Второй — попросить посмотреть на термометре. Третий — предложить узнать прогноз погоды. Четвертый — отправить на улицу, чтобы он предположил по своим ощущениям. Когда мы учим ребёнка самостоятельности, мы превращаем его из объекта в субъект образования, в активное, мыслящее начало.
3. Эмоциональный интеллект— это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Уже сейчас многие компании требуют от сотрудников не высокий коэффициент интеллекта, а наличие эмоционального интеллекта. Его развитие — это не разовое действие, а длительный процесс, который должен начинаться ещё в дошкольный период.
Может быть вы слышали о таких примерах, когда ребёнок выходит из виртуального мира в реальный и не понимает, что игра закончилась, а здесь живые люди, с которыми нужно взаимодействовать, проявлять внимание и терпение.
Научите ребёнка осознавать и понимать эмоции. Это поможет направить энергию на мотивацию, на поддержание своих стремлений.
4. Креативность
Это способность придумывать, генерировать идеи, вариативность мышления, свобода. Долгое время существовал миф, что креативными рождаются. Но практика доказывает, что это навык, который нужно и можно развивать. И креативную деятельность программой пока нельзя заменить. Всей рутинной работой в будущем предстоит заниматься искусственному интеллекту: все равно у него это получается лучше, чем у людей.
А вот с заданиями, где нужен нестандартный подход, разбираться
по-прежнему придется людям. Поэтому важно развивать в детях креативность и умение творчески подходить к задачам. Всё это начинается в дошкольном возрасте, когда ребёнку разрешают свободно мыслить, высказывать мнение, обсуждать и обосновывать, быть индивидуальным.
Развивайте у детей умение мыслить не по шаблону, не как все. Как развить: позволить детям самим искать варианты решений и совершать ошибки.
Поощрять творческий подход (иногда несмотря на плачевный результат).
5. Критическое мышление и умение работать с информацией.
Как говорят нейрофизиологи, что даже мозг взрослого человека впитывает информацию, как губка, а детский тем более, он ещё гибче. Может быть навыки, которые он получит, пригодятся не скоро.
В эпоху интернета и соцсетей количество фейковых новостей растет,
а найти истоки той или иной информации все сложнее. Чтобы фильтровать информационный поток, надо развивать критическое мышление и привычку проверять данные, сопоставлять информацию из разных источников и не верить слепо всему прочитанному или услышанному.
Как развивать: тренировать логику и поощрять аналитическое мышление.
Хорошо работают настольные игры – от шахмат до «Кракодила» (это где нужно объяснить другому человеку загаданное слово).
Игры, помогающие в обучении
Проще всего развивать в детях полезные навыки через игру.
Вот три из них.
«На маленьком плоту»
Число участников: чем больше, тем лучше. В идеале - от 5.
Развивает: креативность, навыки принятия решений, коммуникабельность.
Расстелите небольшой плед на полу. Он - маленький плот, который бороздит просторы океана. Все становятся на плот, а ведущий остается в стороне.
«Наш маленький плот накрыло волной, и от него отвалилась половина», - объявляет ведущий и заворачивает кусок пледа. Те, кто на плоту, должны как-то перегруппироваться, чтобы никто не «вывалился за борт». Волна накрывает плот снова и снова, и от него остается все меньше. Люди на плоту вынуждены обсуждать, как им встать, кого взять на руки. Кто-то должен брать на себя управление командой. Так продолжается, пока плот совсем не пойдет ко дну или не «утонет» его команда.
Если группа участников большая (например, на семейном празднике,
можно соревноваться, чья команда продержится дольше.
Стройка вслепую
Число участников: от трех человек.
Развивает: креативность, логическое мышление, коммуникабельность, навыки управления командой.
Для игры нужен конструктор типа крупного лего. Один из участников втайне за ширмой строит из деталей некую конструкцию - чем заковыристей, тем лучше.
Второй участник (а лучше - целая команда участников) должна этот шедевр, не видя, повторить. В этом им помогает «архитектор» - он может смотреть за ширму, но не может прикасаться к конструктору. Только словами объяснять, какой брусок какого цвета крепить. В конце игры конструкции сравнивают.
Чтобы усложнить условия, можно играть на время: нужно объяснить конструкцию и построить ее за 2 минуты, например.
Веселые чебурашки
Число участников: от двух человек.
Развивает: креативное мышление, взаимопонимание.
В этой игре результат менее важен, чем сам процесс. Потребуются лист бумаги А4, разноцветные фломастеры. Рисуем невиданного зверя, какого-нибудь странного Чебурашку. Лист участники передают друг другу. Каждый наносит на него один какой-то элемент, штрих, стараясь дополнить изображение, начатое партнером. Один рисует глаз, передает листок. Второй - ухо, снова передает. И так далее, пока портрет не будет закончен.
ВЫВОД:
Развивайте ребёнка с раннего детства.
Грубость и невнимание со стороны родителей или воспитателей могут «закрыть» его, а в школе он будет бояться задавать вопросы.
Поддержите ребёнка, будьте открыты, покажите свою заинтересованность.
В решении каких-то жизненных задач покажите, как разделить проблему на части, подскажите, но предоставьте возможность решить всё самому.
Обязательно научите ребёнка себя занимать. Покажите, что одиночество — это не про страдания, а про то, чтобы подумать и поразмышлять.
Предоставьте ему свободное время, к примеру, один час в неделю, попросите, чтобы он поиграл сам.
Пусть учится самостоятельности и не страдает от этого.