Ольга Енбаева
Наставничество
▼ Скачать + Заказать документы
«Наставничество»
Исходя из современных представлений о культуре наставничества, данное понятие означает ТИП ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ, обеспечивающий занятость молодого специалиста с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению педагогической работы на практике и в широком диапазоне.
Основная ЦЕННОСТЬ формирования культуры наставничества в детском саду заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только поступившего на работу
1. практикоориентированными (т. е совмещающий обучение с работой)
2. динамичными,
3. мобильными в использовании.
Публикация «Наставничество» размещена в разделах
ФУНКЦИЯ опытного педагога должна заключаться в оказании помощи молодому специалисту :
1. в формировании у него качеств личности, отвечающих за анализ проблемной педагогической ситуации,
2. определение стратегий ее размещения,
3. выбор наиболее продуктивных методов и приемов, адекватных поставленным целям.
Наставник формирует у неопытного педагога представление о педагогическом идеале, поэтому подбор наставника для молодого специалиста должен исходить из:
-желания опытного педагога и его педагогической направленности,
-коммуникативных качеств и культуры педагогического общения,
-организационных навыков,
-научно-методических умений.
Наставник — это опытный педагог, должен обладать:
- высокими профессиональными и нравственными качествами;
-знаниями в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста по введению ФГОС ДОУ, обязательного при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Молодые педагоги – это начинающие педагоги, как правило, овладевшие знаниями основ педагогики по программе вуза, проявившие желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Они повышают свою квалификацию по введению под непосредственным руководством наставника.
Наставничество предусматривает систематическую работу опытного педагога по развитию у начинающих педагогов необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.
В начале учебного 2015-2016 учебного года в МАДОУ д/с «Радуга» был проведен анализ кадрового состава учреждения. Получилось, что более 50% педагогов:
- впервые принятые педагоги (специалисты, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ;
- выпускники педагогических профессиональных учреждений завершивших очное или заочное обучение и не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ;
- педагоги, которые нуждаются в дополнительной подготовке для проведения НОД в определенной возрастной группе детей дошкольного возраста.
Поэтому мы выбрали такую эффективную форму работы - как наставничество.
Целью наставничества в нашем дошкольном образовательном учреждении является оказание помощи начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование кадрового ядра.
Основными задачами наставничества являются :
непрерывность профессионального развития педагогических работников;
привитие начинающим педагогам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в дошкольном образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива Учреждения и правил поведения в дошкольном образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.
В начале учебного года зам. зав. по МТ подобрала наставника из наиболее подготовленных педагогов. Данный воспитатель обладает высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеет опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, она способна и готова делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе дошкольного образовательного учреждения, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.
Выбранная кандидатура была представлена и утверждена на первом заседании педагогического совета. После того как кандидатура была утверждена:
1. Заведующий МАДОУ д/с «Радуга» подписала приказ о назначении;
2. Было написано ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве;
3. Составлен план работы на 2015-2016 учебный год.
По ПОЛОЖЕНИЮ о наставничестве в основные обязанности наставника входит :
разрабатывать совместно с зам. зав. по ВМР план наставничества педагогов Учреждения с учетом уровня их интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по дошкольному образованию;
изучать деловые и нравственные качества педагогов, их отношение к проведению НОД, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям.
проводить необходимое обучение; контролировать самостоятельное проведение педагогами НОД в рамках выполнения ФГОС, обязательного при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
проводить мастер-класс;
давать педагогам конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать педагогам индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения НОД, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества педагога, корректировать его поведение в Учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью педагогов, вносить предложения о их поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
составлять отчет по итогам наставничества с предложениями по дальнейшей работе педагогов Учреждения.
Представляю План работы наставничества на 2015-2016 учебный год. (приложение 1)
Занятия (просмотр видеозанятия, театрализованное представление, мастер-класс) запланированы 1 раз в 2 месяца, ответственный наставник Гасанова Марина Анатольевна. К каждому занятию дается домашнее задание: подготовить конспект, подготовиться к дискуссии, принести канцелярские принадлежности.
По мере выявленной потребности, тему занятия можно менять. В мае, после проведенных итоговых занятий, выявится проблема, которую мы будем освещать на последнем заседании.
Показателями оценки эффективности работы наставника на данный момент является выполнение целей и задач поставленных в период наставничества.
1. Педагоги используют при проведении НОД предложенные формы, методы и приемы.
2. После проведения мастер-класса по изготовлению дидактических игр, педагоги в группах оформили картотеки, изготовили новые дидактические игры, соответствующие возрастным особенностям.
3. Группы привели в соответствие сюжетно- ролевые игры, после чего в д/с был проведен конкурс.
4. После каждого занятия проводилась рефлексия, где педагоги выразили свое положительное отношение к проводимой работе и в письменной форме выразили свои пожелания и просьбы к следующим заседаниям.
В конце учебного года обязательно будет проведена итоговая рефлексия, о необходимости проведения данной формы работы.
В перспективе: планируем в течение ближайших 3-х лет поднять качество усвоения образовательных программ.
Заместитель заведующего по ВМР О. С. Енбаева