Галина Ильюшкина
Народные праздники «Пришла коляда, отворяй ворота» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представление о литературном наследии Калужского края у детей старшего дошкольного возраста;
Программное содержание:
• Знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством;
• Развивать у детей чувство юмора через стихотворения калужской поэтессы Ольги Тимохиной, научить практически использовать его;
• Продолжать развивать речь детей, ввести в активный словарь выражения: «Мир Вашему дому», «Спасибо этому дому, пойдем к другому», «Добро тому, кто в этом дому»;
• Вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора;
Публикация «Народные праздники „Пришла коляда, отворяй ворота“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2015
• Увлечь детей яркостью, красотой, звдором, мудростью устного народного творчества;
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству Калужского края.
Помещение украшено в русском народном стиле. У боковой стены – фрагмент избы (печка, сундук, лавки, окно, дверь). С противоположной стороны стоят два дома. Дети одеты в русские народные костюмы. Ведущая (воспитатель) приветствует всех собравшихся и приглашает в деревню на зимние посиделки.
Ведущий (обращаясь к хозяевам)
Расходитесь по домам,
Скоро будут гости к вам.
Хозяева домой ( их роли исполняют родители воспитанников) расходятся по домам.
Ведущий
Как хороша зимой Калуга!
Стоят весёлые дома
В пушистых шапках друг за другом,
Как сказочные терема.
( «Зима в Малинниках» Ольга Тимохина)
Ведущий
Ой, по улицам Калуги
Разгулялись нынче вьюги.
Снег на землю стелется,
Кружится метелица
С тощею котомкой –
Белою позёмкой.
( «Метелица» Ольга Тимсохина)
Под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет» дети в масках змейкой входят в группу, у последнего в руках мешок для угощения. Останавливаются возле первой избы:
Дети ( поют колядку)
Коляда, коляда на кануне рождества,
Тетенька-добренька,
Пирожка бы сдобненька,
Не режь, не ломай, поскорее подавай
Двоим-троим, давно стоим,
Печка-то топится, пирожка-то хочется
Тук-тук-тук.
Хозяйка 1-й избы
Кто там?
Дети : это мы, колядовщики.
Хозяйка 1-й избы
Здравствуйте, гости дорогие.
Дети: Здравствуй, хозяюшка
1-й ребенок : Позвольте в горенку зайти
2-й ребенок: В горенку зайти, да на лавочку сесть.
3-й ребенок : На лавочку сесть, да песенку спеть.
Хозяйка 1-й избы
Проходите гости дорогие. ( дети проходят, садятся на стульчики, поют песенку)
Коляда, коляда, подавай пирога,
Дай блин, дай кишку, свиную ножку
Всем понемножку.
Неси не тряси, давай не ломай.
4-й ребенок : Чем вы нас хозяюшка подарите?
5-й ребенок: Кувшин молока, или кусок пирога?
6-й ребенок: Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?
Хозяйка 1-й избы
Ах, вы, хитрые ребятки, не играли и не пели, угощения захотели. Поиграйте со мной в игру «Я золото хороню» (игра Калужской области).
Я золото хороню
Игроки образуют круг. Хозяйка становится в середину круга. Она ходит по кругу, затем незаметно одному из игроков кладет в руку «перстенек» и приговаривает:
Я золото хороню,
Прихораниваю.
Моё золото пропала,
В чистом серебре запало,
Призаиндевело.
Молодай-ка,
Отгадай-ка,
У кого мой перстенек?
На кого из участников игры пало последнее слово этой приговорки, тот должен отгадать, у кого находится «пестенек». Отгаданный становится водящим. ( игры района «Малинники»)
7-й ребенок: Будете нас дарить – будем вас хвалить.
8-й ребенок: А не будете нас дарить – будем вас корить.
Хозяйка 1-й избы: Дам еще заданье я, песню спеть мои друзья.
(дети надевают атрибуты к песне «Лапти»)
Инсценировка песни «Лапти»
(после песни дети садятся на места)
Хозяйка 1-й избы: Ну, спасибо, гости дорогие, порадовали, подходите, получите угощенье, (ребенок с мешком подходит за угощеньем)
Дети; Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет» дети змейкой идут ко второму дому, становятся полукругом, поют колядку:
Коляда, коляда,
Подавай пирога,
Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку.
Всем понемножку
Неси – не тряси,
Давай – не ломай. (стучат – тук-тук-тук.)
(хозяйка замешкалась, не открывает)
Ребенок : Хозяин с хозяйкой слезайте с печки, зажигайте свечки.
Ребенок: Открывайте сундучок – вынимайте пятачок(хозяйка опять не выходит)
Ребенок: не дашь пирога – мы корову за рога.
Ребенок: Не дашь блинка – мы хозяина в пинка.
Хозяйка 2-й избы: Ага, не плясали и не пели – угощенья захотели. Погодите же постойте, песенку сначала спойте.
Дети поют песню «Патоку с имбирём»
После песни дети на места. Звучит музыка, появляется ещё один колядовщик – черт, одетый в тулуп и шаль
Черт:
Коляда, коляда
Дай кусок пирога,
Или хлеба ломатину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком.
Или сена сноп,
Или вилы в бок!
Ведущий: Это кто к нам пришел?
Черт:
Я дочь боярская.
Походка царская,
На шее жемчуга,
А в кармане пустота.
Подавайте угощения!
Ведущий: Не давайте ему хозяюшка ничего.
Черт: это почему же?
Ведущий: Пусть сначала с нами поиграет.
Черт: давайте поиграем. А во что играть будем?
Ведущий: Давайте поиграем в «Жмурки», ( обращаясь к гостю) тебе водить. ( завязывает ему глаза, раскручивает)
Игра «Жмурки»
• Дочь боярская, на чем стоишь?
• На мосту.
• Что продаешь?
• Квас.
• Лови мышей, а не нас.
Игра проводится три раза. Поймав ребенка, черт называет его смешным именем.
Фекла – щеки красные, как свекла.
Прошка – на голове картошка.
Лукерья – на голове перья.
Кондрат – на штанах сто заплат
( последний раз черт ловит взрослого)
Это, что за каланча
Кусая сажень в плечах.
На ногах то лыжи
А больше ничего не вижу.
После игры дети садятся на места
Черт: Ой, что то упарился (снимает тулуп и шаль, все видят, что это черт)
Ведущий: Ребята, да ведь это же черт! Давайте его прогоним?
Дети: Уходи, черт, уходи.
Черт: Не прогоняйте меня.
Ведущий: Подождите. Ребята, а вы знаете, черт ведь не настоящий, он тоже ряженый, как и вы. (обращается к черту) Черт, а, черт, спой нам песенку?
Черт: Песенку? Сейчас подумаю, вспомню…. Ну вот, вспомнил тут одну: жили у дедуси два зеленых гуся…. (дети смеются)
Ой, что то не так. Сейчас, сейчас….
Жили у бабуси два веселых гуся
Один желтый, другой синий…. ( дети опят смеюьтся)
( обиженно)
Ну вот, не помню я её. Не помню…
Ведущий: Ребята, черт эту песенку забыл, а вы её помните. Давайте споем её все вместе.
Песня «Жили у бабуси»
Хозяйка 2-й избы: Молодцы, Славно мы сегодня повеселились. Много добрых слов услышали. Богато надо и одарить. Подходите за угощением.
Дети : (берут угощение) Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Дети Под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет» идут к дому № 3, поют колядку. Черт незаметно уходит.
Коляда, коляда накануне рождества,
Тетенька – добренька,
Пирожка бы сдобненька,
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай.
Двоим, троим, давно стоим,
Печка то топится, пирожка то хочется. (стучатся) тук-тук-тук.
(Никто не отвечает)
Ведущий: Где же хозяева?
Домовенок Кузя : здесь
Ведущий: Кто это?
Домовенок Кузя: Кто, кто – хозяин.
Ведущий: Какой, такой хозяин?
Домовенок Кузя: Хозяин этого дома, домовой значит – Кузенькой меня зовут.
Ведущий: Вот, ребята, какой здесь хозяин необыкновенный.
Домовенок Кузя: Сижу. Сижу я здесь за печкой, думаю, слушаю, как вы веселитесь, играете. Смотрю, чертенка не прогнали. Думаю, может, и меня не прогоните. Скажите, можно и мне с вами поиграть, поздравить с праздником, пожелать добра, радости нашему общему дому.
Ведущий: Спасибо тебе за пожелания, Кузенька, конечно проходи к нам.
Домовенок Кузя: не обидете?
Ведущий: Не обидим. (Кузя проходит к детям)
Домовенок Кузя: А что песен не слышно, плясок не видать. Тоже хочется ведь поиграть, косточки поразмять, засиделся на печи.
Ну, давайте поиграем?
Ведущий: А во что играть то будем?
Домовенок Кузя: Есть у меня одна игра, мы в неё с моим дедушкой Семаком играем. Выходите ребята и родителей своих приглашайте. Будем все вместе играть.
Проводится игра Калужской области «Дедушка Семак»
После игры все садятся на места
Домовенок Кузя: Ох, разрумянился, заморился, посижу, отдохну.
Ведущий: Посиди, отдохни, Кузенька, послушай коротенькие диалоги. (для диалогов подобраны стихотворение Калужской поэтессы Ольги Тимохиной).
Бабушка и внук
- Как ты смог достать мой нос?
- Что ж ты удивилась?
Просто я уже подрос,
А ты приземлилась!
Неправильный сон
Говорил дед внучке Лиде:
- Я видал тебя во сне!
- Вовсе ты меня не видел!
- Почему не веришь мне?
-Без очков ты лег в кровать,
Что же мог ты увидать!
Кто был кем?
- Это правда. Мама, -
Спрашивала Яна,-
- Что когда то люди
Были обезьяны?
- Правда
– И бабуля?
- Да!.
- И дед Серёжа?
- да.
-И, ты, мамуля?
-Да.
- А я?
- Ты тоже.
- Я была макака.
А, ты. Кто? Горила?
Мама, а ты фотки эти сохранила?
Домовенок Кузя: Ой, спасибо ребятки. Наигрался, насмеялся, подходите, получайте угощения, заслужили. ( ребенок у которого мешок, подходит за угощением)
Дети: Спасибо.
Ребенок: За привет, за угощенье, вы примите поздравленья!
Ребенок: добро тому, кто в этом дому.
Ребенок: вам и каша густа, вам и мёд на уста.
Ребенок: вам и плюшки с молоком, ребятишек полон дом.
Ведущий: Вот и солнце закатилось,
Вечериночка закрылась.
Мы гостей к столу зовем.
Угощенье подаем!
Чаепитие .