Получи документы

Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры (5 фото)

Татьяна Федотова
Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать

В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками, которыми являются персонажи зарубежных мультсериалов. В своих играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.

Публикация «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

На Руси самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама : ее создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Каждый мечтает иметь свою собственную куклу, сделанную своими руками. И пусть она будет не идеальна, но в неё будет вложена душа самого творца. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с рождения и до смерти. На рождение делалась куколка-оберег новорожденного; на свадьбу дарились куколки для счастливой семейной жизни; на начало и окончание полевых работ - свои куколки; народные праздники - свои обрядовые куколки. Каждая куколка что-то означала. Хозяйками изготавливались свои куколки-помощницы по дому и по хозяйству.

Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Знакомясь с историей возникновения кукол, технологией её изготовления дети получают знания о культуре и быте своего народа, его обычаях и традициях.

Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

Для решения данной проблемы, мною была поставлена цель: создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников с помощью: разработанных занятий по ознакомлению с традиционными народными куклами; мастер-классов по изготовлению кукол-оберегов.

Для достижения цели я поставили следующие основные задачи:

Обогащать знания дошкольников о традициях народа своей Родины;

Приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию через   непосредственно-образовательную деятельность;

Познакомить детей с различными видами народных кукол : обереги, обрядовыми, игровыми.

Научить детей изготавливать народных кукол по традиционной технологии;

Воспитывать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, художественному творчеству.

Были разработаны исследовательские проекты «Славянский календарь», «Народная традиционная кукла», как продолжение первого проекта. Изготовлен годичный круг с куклами-оберегами на каждый месяц года. Проведено несколько мастер классов, как с воспитанниками, так и с педагогами различных ДОУ нашего района. На традиционные народные праздники сама изготавливаю народные ростовые куклы : масленица, Пасхальная и т. д. Также появился в нашем детском саду и домовё нок Кузя со своими друзьями: Нафаня и Наташа, Ворона и кот. Родители принимают непосредственное участие : помогают материалом и изготавливают тряпичных кукол. Домовёнок Кузя с друзьями часто используется на музыкальной деятельности; воспитателями при проведении занятий в группах.

Я считаю, что старинная, исконно русская народная кукла из глубины веков является - прародительницей наших современных кукол, она продолжает утешать, развивать и воспитывать современных детей. Именно народная кукла имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передаст им культурное наследие и национальное достояние русского народа.  Поэтому очень важно чтобы наши дети воспитывались именно на истоках своей русской национальной культуры и были достойными гражданами и патриотами своей великой страны Россия.

Список литературы:

М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

О. Л. Князева,  М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.

Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.

Н. В. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., Просвещение. 1984 г.

Л. В. Шевчук. Дети и народное творчество. М., Просвещение, 1985 г.

Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры
В дошкольном возрасте у детей игра является ведущим видом деятельности а игрушка незаменимый спутник этих игр К сожалению каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками которыми являются персонажи зарубежных мультсериалов В своих играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр Всё это оказывает отрицательное негативное влияние на духовно нравственное воспитание ребёнка формированию его личности чувства гражданственности принадлежности к своей Родине
Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 14 июня 2022 в 17:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД