Татьяна Федотова
Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать
В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.
К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками, которыми являются персонажи зарубежных мультсериалов. В своих играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.
Публикация «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
На Руси самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.
Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама : ее создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Каждый мечтает иметь свою собственную куклу, сделанную своими руками. И пусть она будет не идеальна, но в неё будет вложена душа самого творца. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с рождения и до смерти. На рождение делалась куколка-оберег новорожденного; на свадьбу дарились куколки для счастливой семейной жизни; на начало и окончание полевых работ - свои куколки; народные праздники - свои обрядовые куколки. Каждая куколка что-то означала. Хозяйками изготавливались свои куколки-помощницы по дому и по хозяйству.
Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.
Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Знакомясь с историей возникновения кукол, технологией её изготовления дети получают знания о культуре и быте своего народа, его обычаях и традициях.
Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.
Для решения данной проблемы, мною была поставлена цель: создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников с помощью: разработанных занятий по ознакомлению с традиционными народными куклами; мастер-классов по изготовлению кукол-оберегов.
Для достижения цели я поставили следующие основные задачи:
Обогащать знания дошкольников о традициях народа своей Родины;
Приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию через непосредственно-образовательную деятельность;
Познакомить детей с различными видами народных кукол : обереги, обрядовыми, игровыми.
Научить детей изготавливать народных кукол по традиционной технологии;
Воспитывать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, художественному творчеству.
Были разработаны исследовательские проекты «Славянский календарь», «Народная традиционная кукла», как продолжение первого проекта. Изготовлен годичный круг с куклами-оберегами на каждый месяц года. Проведено несколько мастер классов, как с воспитанниками, так и с педагогами различных ДОУ нашего района. На традиционные народные праздники сама изготавливаю народные ростовые куклы : масленица, Пасхальная и т. д. Также появился в нашем детском саду и домовё нок Кузя со своими друзьями: Нафаня и Наташа, Ворона и кот. Родители принимают непосредственное участие : помогают материалом и изготавливают тряпичных кукол. Домовёнок Кузя с друзьями часто используется на музыкальной деятельности; воспитателями при проведении занятий в группах.
Я считаю, что старинная, исконно русская народная кукла из глубины веков является - прародительницей наших современных кукол, она продолжает утешать, развивать и воспитывать современных детей. Именно народная кукла имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передаст им культурное наследие и национальное достояние русского народа. Поэтому очень важно чтобы наши дети воспитывались именно на истоках своей русской национальной культуры и были достойными гражданами и патриотами своей великой страны Россия.
Список литературы:
М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду.
Н. В. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., Просвещение. 1984 г.
Л. В. Шевчук. Дети и народное творчество. М., Просвещение, 1985 г.