Регина Орзакаева
Мастер-класс по изготовлению из ткани поделки «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №8 Динской район»
Методическая разработка:
Воспитатель :
Орзакаева Регина Фаизбековна
ст. Динская
2022
Публикация «Мастер-класс по изготовлению из ткани поделки „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Поделки из ткани и ниток
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2022
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушка - носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла. На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом.
Сегодня мы остро ощущаем потребность в знании национальной культуры. И убеждаемся, что и сейчас традиционная игрушка может помочь воспитать в наших детях искреннее чувство привязанности к своим историческим корням! В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса.
В процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, а самое главное - изготовление кукол доставляет ребятам радость и увлекает их. Не утратилась духовная ценность традиционной куклы, её главная способность дарить детям радость.
В соответствии с ФГОС ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. Игра должна быть не случайным явлением, а формой организации жизни детей во всех видах деятельности.
Возраст: старший, подготовительный дошкольный возраст (6-7 лет).
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Образовательные области: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цели:
- способствовать развитию патриотических чувств дошкольника в процессе приобщения к национальным традициям;
- воспитание интереса к народным праздникам у детей дошкольного возраста при использовании тряпичной куклы.
Задачи:
- воспитание патриотических чувств у детей через ознакомление с народной игрушкой - тряпичной куклы;
- продолжать учить детей осознавать себя принадлежащим к русской культуре и русскому народу; осознавать себя наследником традиций;
- знакомство детей с традиционной народной куклой, изготовление ее;
- расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России;
- воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию;
- развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества;
- формирование художественных знаний умений и навыков;
- формирование творческой активности;
- создание художественного образца игрушки (тряпочная кукла-скрутка (вепсская) в традициях кубанских мастеров;
- воспитание усидчивости и трудолюбия.
Предварительная работа:
Знакомство с народным творчеством, повторение техники безопасности при работе с ножницами.
Оборудование:
нитки, желательно толстые и красного цвета (символика кубанской вышивки); ножницы; вата; ленты, лоскутки ткани - х. /б, ситец: 1 кусочек 15см*15см - светлый - для головки, ручек, 2 кусочка цветной ткани тоже 15см*15см - для юбочки, треугольник для косыночки (кусочек ткани 15см*15см разрезанный напополам по диагонали, кусочек ткани 5см*6см - для фартука.
Ожидаемый результат:
Подражая взрослым, дошкольники могут ощутить себя самостоятельными, нужными окружающим, учатся взаимопомощи, коллективизму. Таким образом, патриотическое воспитание проявляется на поведенческом уровне. Даже русские народные сказки, песенки, потешки, поговорки воспринимаются совсем по-другому, если ребёнок воочию знаком с предметами труда и быта, упоминаемых в них.
Ход занятия:
1. Техника безопасности на рабочем месте (при работе с ножницами).
– Сегодня у нас на занятии самый опасный инструмент – ножницы, и поэтому, мы с вами обязательно должны вспомнить, как правильно работать с ножницами.
2. Инструменты и материалы для работы.
- У вас на столах лежат кусочки ткани, нитки, ножницы, ленты, вата.
3. Изложение технологических сведений.
- Используя, эти простейшие материалы, мы с вами должны изготовить народную куклу-скрутку. А называют её так потому, что иголка не принимает участия в её изготовлении, ещё её называют ВЕПССКОЙ. Это кукла-оберег.
Приступаем к работе.
Карта – схема выполнения куклы
1. Немного ваты скатывают в шар для головы и размещают в центре однотонного лоскута.
2. Кусок ткани складывают по диагонали и приматывают голову ниткой.
3. Края лоскута при создании головы расходятся в стороны, как руки. Кулачки делают, завернув внутрь и обмотав кончики.
Для пышной груди берут 2 квадратных цветных лоскута и производят следующие действия:
1. Из ваты делают 2 шарика, чтобы те были меньше, чем голова.
2. Их кладут в центр каждого куска материи, складывают ее по диагонали, наполнитель закрепляют ниткой.
3. Концы лоскутов крепят на талии, чтобы получились грудь и передняя часть сарафана. Из красных ниток делают лямки, перекрещивая их на спине и обматывая вокруг шеи, что является одним из элементов славянского амулета.
Украшают оберег платком, фартуком и поясом. При этом используют:
1. Для фартука — прямоугольный лоскут. Его прикладывают к кукле спереди вверху лицевой стороной и приматывают ниткой к талии. Потом лоскут выворачивают и опускают вниз.
2. Для пояса — тесьму, ленту или крученые нитки.
3. Для платка — треугольный или квадратный лоскут, сложенный по диагонали. Его надевают кукле на голову. Острые края крепят под «подбородком», а после завязывают на шее.
Маленьким чудом может стать вепсская кукла-скрутка, названная так по имени народа, от которого она пошла. Вепсы - люди непростые. Сейчас их осталось совсем немного, но их традиция жива. Знакомство с одним старым вепсом стало для нас открытием: он поделился старинным обрядом поэтапного изготовления такой куклы. Поэтапного - это значит в каждую деталь - в руку правую, в руку левую, в голову, в узелки - вкладывается часть образа, которые потом соединяются в единую обережную картину. Такую куклу делают для человека, которому сейчас нелегко. Ведь вепсская кукла, даже по внешнему виду напоминающая матушку-кормилицу, является олицетворением материнской заботы, женской защиты и любви. Часто такие куколки сопровождали ребенка с самого рождения, пока не изнашивались, ну а взрослым людям вепсская кукла помогала поверить в себя, успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве под маминым крылом.
Рефлексия.
1. - Просмотр и обсуждение выполненных работ.
2. - Выставка работ детей.