Галина Макулова
Консультация для родителей «Наказание и поощрение разумный баланс»
▼ Скачать + Заказать документы
Наказание и поощрение разумный баланс
В процессе воспитания, ребенок должен научиться оценивать свои поступки, не повторять те которые считаются плохими и совершать хорошие. Родители, для достижения этой цели используют чаще всего такие методы как поощрение и наказание.
Ведущий. А можно ли воспитать ребенка никогда не наказывая его?
Публикация «Консультация для родителей „Наказание и поощрение разумный баланс“» размещена в разделах
В наше время среди педагогов, психологов и родителей бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. В свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.
Вывод: Все они склоняются к тому, что если наказание и должны присутствовать, то в небольшом процентном соотношении.
Наказание является составляющей часть воспитания.
Если мы говорим о наказании, существуют допустимые и недопустимые формы наказания?
НЕДОПУСТИМЫЕ НАКАЗАНИЯ
В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказания : обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы запрещенные в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусливость.
Наказание не должно препятствовать соблюдение режима! Все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью — нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Нельзя наказывать ребенка трудом. Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду, а это противоречит основным принципам воспитания. Напротив, любые трудовые поручения должны приносить детям радость, удовлетворение от затраченных усилий. Отстранение ребенка от выполнения трудовых поручений должно восприниматься им как наказание.
Совершенно очевиден вред частых наказаний : ребенок перестает реагировать на них, привыкает к тому, что это явление обычное, а не исключительное.
Недопустимо прибегать к подкупу и обману. Если дошкольника заставляют подчиниться требованиям старших, обещая за это дать лакомство или игрушку, то он может специально упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем неразумно не выполнять обещаний: однажды обманувшись, малыш в дальнейшем будет ставить под сомнение любое распоряжение взрослых.
Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду педагогические способы воздействия — разъяснение, убеждение, разумная требовательность, положительный пример окружающих.
Наказание всегда должно быть обосновано и понятно.
В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. Исходя из этого, то наказание, которое воспримет один ребенок, может быть бездейственным для другого. Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие которое оказали ему. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
(Также важно чтобы ребенок понимал, что наказание –это воспитание. Прежде чем вынести меру наказания за тот или иной поступок, обговорите с ребенком, справедливым ли будет для тебя такой-то вид наказания? Или нужен другой вид наказания? Объясните, что вы работаете вместе над его поведением. Иначе он будет злиться, не понимать, считать что это не верно, искать поводы улизнуть от этого. Т. о ребенок видит, что мы его уважают, относятся к нему как взрослому,с ним советуются, вместе с ним пытаются найти правильное решение. Иначе это будет не воспитание, а наказание.)
Используйте наказание без угроз. Ребенок не желает убирать игрушки. И вы говорите, что сейчас соберете игрушки и выбросите их, то соберите и отнесите на чердак. Но если вы пугаете и не выполняете, то вы себя обесцениваете в лице ребенка.
В каждом последующем наказании не упоминайте о предыдущих грехах, это только закрепляет плохое поведение ребенка.
Наказывать можно за поступок, а не за чувства, которые сейчас чувствует ребенок. Важно чтобы ребенок понимал, что наказание –это воспитание.
Иногда применяют так называемый метод естественных последствий, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил — убери, налил воду — вытри, сломал постройку - возведи новую. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение.
Сказкотерапия. Проще всего объяснить малышу про нормы поведения в группе можно на примере игры с правилами или сказки. Например, говоря про Красную Шапочку, обратить внимание на то, что, не послушав маму, она попадает в неприятную ситуацию, которой можно было избежать. Помимо этого, читая ребятам произведения, содержащие нравственный смысл, обязательно предложить им обсудить действия того или иного героя. Идентифицировав себя с персонажами книг, мультфильмов, игр, дети быстрее и лучше усвоят правила поведения и поймут важность их выполнения.
(На практике лечение сказкой обычно выглядит так. Например, ваш ребёнок часто берёт без спроса чужие вещи, отнимает игрушки у сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он всё равно продолжает своё негативное дело. В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно брал чужие вещи без спросу, и это привело к серьёзным неприятностям для него. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился. Важно, чтобы малыш понимал, что счастливый конец настал только после того, как герой сказки избавился от своей зловредной привычки.
Ограничение свободы ребенка, потому что свобода не вседозволенность.
Наказывать надо системно. Если вы сказали, что этого делать нельзя, то это делать нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. Если вы сегодня показали этот поступок, а завтра вы устали не обратили на поступок ни какого внимания, то ребенок не понял вашего воспитания т. к действия были не системны.
Как дать ребенку понять, что его поведение не приемлемо. Наказывать нельзя. Что делать?
Опять словесный подход. Замечание может звучать по разному, есть формы высказыванания которые унижают ребенка, неприятны и есть специально сформулированные фразы, которые отражают правильный подход -Я-высказвывания.
Ведущий. например. Ты плохо вел себя в детском саду?
Психолог. Ты фраза не должно звучать. Я очень огорчена твоим поведением, мне было бы очень приятно и т. д. Например Ребенок причиняет боль другим детям? Я очень огорчена твоим поведением, мне было бы очень приятно если….
ПООЩРЕНИЕ
Давайте перейдем к поощрению. Это очень приятный метод воспитания. Родителям нравится поощрять детей, хвалишь. но как все же сделать, так чтобы похвала дествительно поощряла к хорошим поступкам, действиям. Иногда хвалишь, хвалишь и ничего не меняется.
Нужно понимать, что есть дети кот особенно нуждаются в похвале, это дети с низкой самооценкой, которые не уверены в своих силах. Их нужно подхваливать особенно. Похвалить за что-то за старания….)
Ребенка можно хвалить всегда. Какие формы поощрения существуют?
Да. Хвалить можно всегда. Только как хвалить. Молодец-звучит много, но к чему относится? Молодец в чем? Хвалить надо за совершение конкретных действий. Нарисовал ребенок цветок- этот цветок очень красивый или мне нравиться сочетание цвета. Или заходите в комнату, видите убранную комнату, вы говорите какая умница. Умница к чему относится цветы полила. Если мы не проговариваем, за что конретно хвалим. То он обесценивает это, он не понимает. Хвалить надо искренне. Если нет. То лучше порассуждать, так будет честнее. Я заметила, как ты долго слушал Сашу, несмотря на то, что ты хотел играть, но выслушал до конца. ты хороший друг). Когда хвалите, проговаривайте за что хвалите. Хвалите глядя в глаза.
Хвалите сразу. Иначе ценность теряется.
Если ребенок рыполняет работу каждый день и ему это не составляет труда. Ваша похвала не будет ценна. Важно хвалить за результат к которому он приложил усилия или за процесс я вижу как тебе трудно дается, но ты не бросаешь.
Будьте последовательны. Сегодня вы сказали ох как хорошо бегаешь, завтра я не в настроении- прекрати бегать, что носишься. Эти двойные послания ребенку совершенно не понятно. Его поведение хорошее или плохое. С точки зрения похвалы и наказания нужно быть постоянным. Если мне нравиться, то нравиться.
Невербальная похвала. Похвала может быть через улыбку, жесты.
Многие родители поощряя поведение ребенка говорят что если ты что-то сделаешь я тебе куплю гаджет. И если это происходит постоянно, вырастают торгово рыночные отношения. Для малышей до 5—6 лет еще фишечки смайлики есть дети которые работают на эти фишечки, некоторые говорят а у меня такие есть. Достигая 6-7 летнего возраста он должен понимать, что я так должен делать, поступать. Мы должны двигаться от системы материального поощрения к осознанности поведения ребенка, что он должен понимать, что не за отметку должен делать не за материальный стимул это делает, потому что это правильно, это необходимо
Ведущий. Если мы говорим о поощрении это приятно, у всех хорошее настроение,.а наказание наоборот, атмосфера в семье портится. Можно ли сделать так чтобы наказание не портили отношения в семье.
Психолог. Родители переживают о тот что отношения испортятся, но и без наказания невозможно воспитание. Потому что границы поведения в поведении ребенка должны существовать. В книге Гипен рентер она выделяет некоторые принципы, как это можно сделать. Говорит правила ограничения должны быть и они формируются до 3 лет еще. Потом проще с ребенком договориться когда он знает что можно, что нельзя.
Что правил и ограничений не должно быть много. На каждом шагу
Нельзя наказывать детей наказывать любовью, домашней работой, пищей, прогулок, сна. Наказывая ребенка обязательно нужно объяснить, почему и за что его наказала, потомучто он не всегда дефференцирует, что хорошо, что плохо а мама его сказала. Возможно метод разъяснения один из самых действенных. Когда ребенок провинился ему разъяснили. Важно когда ребенок был наказан, он исправился не возвращаться и не вспоминать его проступки. Ребенок пережил эту проблему он должен двигаться дальше. Иначе Это развивает низкую самооценку.
Мудрости вам и терпения. Труд родителя он хоть и не легкий но радостный.
Чаще в дошкольном детстве используется несколько вариантов наказания : словесный. Ребенку делается замечание
Запрещается делать замечание или анализу его действий в присутствии других детей. В настоящее время закон РФ который отстаивает права человека и ребенка говорит унижение личности прилюдно наносит моральный ущерб и противоречит правам человека и ребенка.
Как вы относитесь к физическому наказанию.
Психолог. Физическое наказание недопустима педагогика приемлет словесное это разъяснение, объяснение.
Поощрение.
Примеры сказок.
1. «Сказка о ненастоящем страхе» (сказка для детей, испытывающих страхи).
Жил на свете маленький тигренок Ава. Жил он со своими родителями в пещере в глубине леса. Папа добывал пищу, а мама работала в лесной школе, учила лесных жителей уму-разуму.
Однажды, когда родители ушли по делам, Ава остался дома один. Он свернулся клубком на мягком ароматном сене и решил вздремнуть. И только он стал засыпать, как вдруг снаружи пещеры что-то страшно загрохотало. Земля содрогнулась, камни посыпались с потолка, вспыхнул яркий свет, лес зашумел, заскрипели деревья.
Перепугался тигренок так, как никогда в жизни. Ужас переполнил тигренка, задрожал он от беспомощности и отчаяния, и подумал, что идет к нему страшное чудище, о котором рассказывал ему дедушка. Страшные мысли приходили ему в голову. Он чувствовал, как огромное чудище подбирается к его дому, которое вот- вот схватит его и утащит к себе в нору. Тигренок ждал своей гибели, как вдруг все затихло. Скоро вернулись родители. Бросился к ним тигренок и рассказал о случившемся.
Рассмеялись родители и сказали : «Чепуха все это, выдумки. Это просто сильный дождь напугал тебя». Поговорил Ава с родителями, выслушал их. Только с тех пор стал он бояться оставаться один. Так и стояло перед глазами то огромное чудище. Когда родители собрались уходить утром по делам, Ава закричал: «Не уходите, я с вами!». Вцепился он в родителей, что тут сделаешь? Пришлось папе и маме пригласить сову-сиделку, чтоб она присматривала за боязливым сыном.
Долго терпели родители страхи Авы, всеми силами пытались убедить Аву, что бояться нечего, но уговоры не помогали. Тогда они пригласили ученых врачей. Но никто из лесных лекарей не смог вылечить Аву.
Родители почти смирились с тем, что тигренок будет бояться всю жизнь. Но однажды забежала в пещеру мышка. Она хотела полакомиться козьим молоком, которое каждое утро приносила мама. Пока спала сова-сиделка, мышка пробежала вглубь пещеры, и только собралась попить молока, как увидела грустного тигренка.
— Ты что такой грустный? – Спросила мышка.
— Боюсь быть один. – Печально ответил Ава. – Боюсь, что придет чудище и заберет меня в свою нору.
Удивилась мышка, и говорит:
— Ты такой большой, а боишься чудища. Их же не существует. Это давняя гроза напугала тебя. – Засмеялась мышка. – Посмотри на меня. Я такая маленькая, каждый может меня обидеть, много опасностей поджидает вокруг, но я смело преодолеваю их. Вот и сейчас я проскользнула мимо совы, которая могла меня съесть. Каждый раз я преодолеваю свой страх и становлюсь еще более смелой и сильной. Ведь сила заключается в умении смело идти вперед вопреки своим страхам. А ты хочешь стать сильным? – Спросила мышка.
— Да, конечно. – Ответил тигренок.
— Тогда не прячься в пещере. Пойдем, я покажу тебе мир.
Тигренок с мышкой прокрались мимо спящей совы и выбежали в лес. А в лесу стоял теплый солнечный день, чирикали птицы, жужжали пчелы. И казалось, что не было никогда той страшной грозы. А про выдумки о чудище тигренок уже забыл. Он только спросил у мышки:
— Если это было не чудище, что же тогда грохотало вокруг?
— Это гром напугал тебя. – Ответила мышка.
— А что же так ярко сверкало? - Продолжал Ава.
— Это молнии освещали небо. – Подсказывала мышка.
— А что так таинственно шумело и скрипело?
— Это деревья гнулись под порывами ветра.
Тогда понял Ава, что он испугался того, чего на самом деле не было. Он поблагодарил мышку и побежал на поляну играться с бабочками и собирать для родителей яркий букет цветов.
Теперь он чувствовал себя просто чудесно. И ему очень нравилось, что он смог преодолеть страх и стать настоящим смелым тигром. Теперь, когда начинал греметь гром, он только улыбался, ожидая свежий летний дождь, который принесет прохладу и приятный сырой запах.
2. «Серое ухо».
Для детей 4-7 лет.
Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.
В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.
Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.
Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет – он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет…
Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища., и стал дожидаться своей смерти.
Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: “Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?”. Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки – всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга – доброго Дуба.
Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.
Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.
Обсуждение:
Чего боялся Зайчик?
Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище – совсем не чудовище?
Почему теперь Зайчика называют храбрым?
3. «Сказка про ежонка».
Для детей 5-10 лет.
Рассматривает проблему: Тревожность. Боязливость. Неспособность постоять за себя. Трудности в осознании своих поступков и их контроля.
Давным-давно (а может быть недавно) в большом лесу жила мама Ежиха. И был у нее маленький Ежонок. Он родился совсем мягонький, с очень нежным незащищенным тельцем. Мама очень любила его и оберегала от всяких опасностей и неприятностей.
Однажды утром Ежонок обнаружил, что у него выросла одна Иголка – красивая и острая. Он очень обрадовался и решил, что стал совсем взрослым, умным и самостоятельным. В этот день он упросил маму отпустить его одного погулять. Мама согласилась, но предупредила:
— Иголка – это очень важно и ответственно. Ты стал уже большим и должен помогать слабым, не бояться сильных и отвечать за свои поступки.
На прощанье мама взяла с сына слово, что он будет хорошо себя вести и помнить все домашние требования.
Ежонка долго не было дома… Вернулся он очень испуганным и расстроенным. Маме он рассказал:
— Я гулял в лесу и по дороге встретил Лису, которая гналась за Зайчиком. Я испугался и свернулся калачиком – единственной своей Иголкой навстречу опасности. Заяц укололся об мою Иголку, оступился и Лиса схватила его.
Ежонок очень расстроился, потому что понял, что помешал Зайчику спастись. Мама объяснила сыну его ошибку:
— В таких случаях надо быть смелым и уколоть врага в нос своей новенькой Иголкой.
На следующий день Ежонок вновь отправился гулять, сказав, что все помнит и больше ошибаться не будет. Вернулся он домой опять очень расстроенным:
— Я шел по лесу и увидел большого спящего волка. Вокруг него резвились и играли зайцы. Я не испугался и смело уколол Волка в нос. Он вскочил, зарычал и стал охотиться за маленькими зверушками.
— Ты совсем еще дурачок,- сказала мама. - Волк был сыт и сладко спал, никого не трогал. Ты бы тоже обошел его стороной и не трогал. А уж если ты хотел помочь, то просто предупредил бы малышей об опасности.
Совсем огорчился Ежонок, долго-долго думал. И вновь пошел на прогулку. Он вышел на поляну, где паслись Корова с теленком. Ежонок осмотрелся и увидел, что к поляне подбираются Волк, Медведь и Лиса, а Корова жует свою жвачку и ничего не видит. Ежонок закричал от испуга, свернулся калачиком и покатился на поляну.
Корова услышала шум и увидела врагов. Она застучала копытами и стала отгонять зверей. Однако маленький Теленок не понимал, что происходит. От страха он отбежал далеко от Коровы и мог стать прекрасной добычей для голодных зверей.
Ежонку было очень страшно и жалко Теленка. Тогда он бросился вперед и стал кататься вокруг Теленка, чтобы не дать ему далеко уйти и защитить его от нападающих зверей.
Звери отскакивали от него, а сам Ежонок никак не мог понять, почему. Так продолжалось, пока звери, испугавшись коровьих рогов, не убежали прочь.
Корова и Теленок были очень благодарны Ежонку и от всего сердца хвалили его. А Теленок на прощанье попробовал лизнуть маленького друга, но почему-то заплакал. Ежонок даже чуть-чуть расстроился. Дома он все рассказал маме, а мама сказала:
— Дорогой мой, ты стал совсем взрослым. Ты весь оброс иголками и теперь сможешь защитить себя и своих друзей, всех маленьких и слабых.
В этот день мама устроила большой праздник, на который пригласила много лесных жителей; были на этом праздники и Корова с Теленком. И теперь уже все узнали, что Ежонок стал совсем взрослым и что теперь никто безнаказанно не сможет обижать маленьких и беззащитных.
Обсуждение:
Почему Иголки – это важно?
Как ежик учился обращаться с Иголками?
У тебя есть свои Иголки?
Умеешь ли ты с ними обращаться?
4. Сказка «Я тебя люблю».
Психологическая сказка для детей.
Возраст: 3 — 5 лет.
Направленность: привязанность, забота, внимание.
Не в сказочном лесу и не в игрушечном магазине, а обычной городской квартире у девочки Маши жил-был маленький медвежонок из пушистого желтого меха. Маша очень любила мишку, завязывала ему бантики на шее, угощала конфетами, а когда обнимала, нажимая на его мягкую спинку, медвежонок весело смеялся и говорил: «Я тебя люблю!» Это было самая приятная игра Маши и ее друга: обнялись – «я тебя люблю», еще раз обнялись – и снова «я тебя люблю!». Маша даже спать укладывалась вместе с медвежонком, ведь к его мягкому бочку так приятно было прижиматься.
Однажды приехала в гости к Маше бабушка и привезла ей в подарок большую нарядную куклу и набор кастрюлек, чтобы можно было варить еду. Как же Маша обрадовалась, ведь такой красавицы у нее еще не было, а готовить настоящий обед, как мама, она давно мечтала. Весь день играла девочка с куклой, напрочь забыв про своего любимого медвежонка. А как же иначе: куклу можно было одевать, кормить, когда Маша укладывала ее в кроватку, кукла закрывала глазки – в общем, у Маши появилась своя дочка-красавица.
Медвежонок одиноко лежал в углу в коробке из-под обуви. Ему было грустно и обидно, ведь он так искренне говорил Маше, что он ее любит, а она совсем его забыла. Медвежонок даже подумал, что было бы хорошо, если бы кто-то вынес эту коробку на улицу, может, какая-нибудь другая девочка возьмет его к себе, раз Маше он больше не нужен.
Наступила ночь. Маша легла спать, положив рядом на подушку новую куклу. Обняв ее, Маша вдруг поняла, что ей совсем не тепло и не мягко, красавица занимала много места, а ее руки и ноги мешали Маше удобно устроиться в кроватке.
— Мама, — заплакала она, — где мой мишка? Мама достала мишку из коробки и принесла дочке. Они обнялись, и мишка, забыв обиду и привычно рассмеявшись, весело сказал Маше: «Я тебя люблю!»
Так они и заснули с мыслью о том, что нельзя забывать о тех, кто тебя любит.