Наталья Васильевна Зименкова
Волшебный мир театра (из педагогического опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт «Волшебный мир театра» является на сегодняшний день актуальным, так как в условиях реализации ФГОС обучение детей производится в театрализованной игре. Вся наша жизнь – это большая сцена и кто, какую роль выбирает в этой жизни, зависит от первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, то есть умения держать себя в обществе. Развитию этих качеств, способствуют занятия театрально-игровой деятельности. Театральная деятельность – это своеобразный мостик, который помогает детям попасть в дальнейшую взрослую жизнь, сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей и с его помощью можно решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, такие как:
Публикация «Волшебный мир театра (из педагогического опыта)» размещена в разделах
• Художественное образование и воспитание детей;
• Формирование у них высокого эстетического вкуса;
• Нравственное воспитание;
• Развитие коммуникативных качеств личности;
• Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
• Создание положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.
Общая отличительная специфика театрализованной деятельности заключается в сопереживании, познавательности, непосредственном воздействии художественного образа на личность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, развивает память, мышление, воображение, внимание, позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к школе. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую и принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся примером для подражания. Погружаясь в сказку, дети испытывают, радость, жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление. Исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою чувственную сферу и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к чувствам других. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необычная сказочная страна, в которой птицы, звери и люди могут говорить друг другу только хорошее, жить в дружбе, где добро побеждает зло. И эта волшебная страна существует, и называется она ТЕАТР! Попадая в мир театра, ребёнок начинает активно развивать свою память. Он запоминает фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определённой мимикой и движениями, характерными для персонажа.
Во время занятий театрализации ребёнок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует сообразительности, а иногда и фантазии. Поэтому твёрдо можно сказать, что такие занятия способствуют развитию сообразительности и находчивости. Детский театр, благодаря огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя такую задачу, как развитие кругозора ребёнка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций всё увиденное и услышанное будет усваиваться с лёгкостью, и запоминаться надолго. Через театр можно говорить о природных явлениях: о таянии снега, о капели, о морозе, о временах года. Театр совершает вместе с детьми экскурсию в историю; этому помогают русские народные сказки, где дети знакомятся с бытом разных народов, их костюмами, обычаями. Возможность театрализации неограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания детей. В процессе театрализованных занятий дети буквально преображаются, становятся свободнее. Я считаю, что театрализованная деятельность помогает решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического развития дошкольника. Любая сказка, театрализованная игра – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий. Все эти идеи и послужили толчком для выбора моей педагогической деятельности, и вот уже на протяжении многих лет я являюсь руководителем театрального кружка «Волшебный мир театра». В заключении хотелось бы сказать, что на практике я поняла и подтвердила всю актуальность и необходимость данного направления.
Условия формирования опыта
На формирование опыта моей работы по данной теме большое влияние оказали семинары-практикумы, был изучён передовой педагогический опыт. Пересмотрела, изучила методическую литературу по театральной деятельности. Большим толчком стали курсы повышения квалификации, на которых преподаватели много рассказывали о значении театрализованной игры для детей дошкольного возраста. Оценивая огромную значимость кружковой работы приступила к созданию благоприятной среды для общего развития ребёнка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
Теоретическая база опыта
Прежде чем приступить к работе над данной темой я изучила методическую литературу, взяла на вооружение статьи, советы, идеи В. А. Сухомлинского, Е. Л. Медведевой, Л. Г. Стрелкова, которые придавали огромное значение театрализованной деятельности, способствующей всестороннему развитию ребёнка. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа М. Д. Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду», а также программа «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
Неоценимую помощь оказали следующие методические пособия:
Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»
Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»
Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду»
Н. М. Трифонова «Кукольный театр своими руками»
Т. Ткаченко и К. Стародуб «Театр кукол и мягкой игрушки»
Учитывая принцип интеграции образовательных областей, я включаю театрализацию во все виды детской деятельности. На основе данных технологий и личного опыта мною была разработана программа «Волшебный мир театра», а также перспективное планирование театрально-игровых занятий для детей всех возрастных групп детского сада.
Технология опыта
С самого начала приступила к созданию необходимых условий, способствующих развитию творческих способностей, активизации театрализованной деятельности детей, в комбинировании известных методик и технологий, с использованием личностно-ориентированного подхода и применением интересных методов обучения, готовность к импровизации, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, особую чувственность в играх дошкольников. Для выполнения данных критериев необходимо создание определённых условий. Поэтому в группе я оборудовала театрализованный уголок, где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечить право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра – театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр масок и шапочек, настольный театр игрушек, плоскостной настольный театр, театр на рукавичке, теневой театр, театр верховых кукол, а также волшебный сундучок с костюмами, декорациями. Кроме того, материал постоянно обновляется, ориентируясь на возраст и интересы разных детей. Разработала программу «Волшебный мир театра». В 2006 году программа «Волшебный мир театра» отмечена дипломом в республиканском конкурсе «Новое в образовании». В 2015 году отмечена дипломом за 2 место в 1 Всероссийском конкурсе инновационных программ, проектов, идей «Ищем, пробуем, внедряем». Разработала перспективные планы по каждой возрастной группе с разделением задач и методов и способы их реализации. Разработала цикл занятий. Детей в кружок подбирала по разным критериям: набирала не только тех, у которых хорошо развиты артистические способности, но и детей, у которых было желание заниматься в кружке, а также робких и застенчивых. В процессе работы стало видно, что робкий, нерешительный ребёнок, входя в роль, раскрепощается, чувствует себя свободнее и увереннее. Как было замечательно, что застенчивая и скромная девочка играла роль лисички – хитрой, озорной, подвижной. Знакомство детей с театром, театрализованными куклами начинаю со II младшей группы. Малыши с удовольствием выполняют роль зрителей – смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрываю с детьми «артистами». Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создаёт радостную атмосферу. Заминаясь с детьми, стараюсь вызвать у них положительные эмоции к театральным играм, побуждаю их общаться с театральной куклой, хорошенько её рассмотреть, не препятствую, если дети стремятся поиграть «с актёрами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры. В средней группе и далее я главной целью считаю объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Этот вид называется театрализованными играми с элементами кукольного театра. Он интересен тем, что одновременно одна часть играет с театральными куклами, а другая – подзывает в качестве актёров драматического театра. Малыши сами выбирают вид деятельности в соответствии со своим психологическим состоянием. Не уверенные в себе дети чаще предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребёнок стремится спрятаться в стрессовой ситуации. В старшей группе дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается, но пользуются большим интересом большие напольные куклы, в которых дети больше импровизируют, фантазируют.
Навык кукловождения, приобретённый детьми позволяет объединять в одной театральной игре несколько видов театральных систем. Так, в «Путешествие в страну сказок» участвуют куклы настольные, верховые. В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев. Театрализованные игры дают детям возможность применять полученные знания, проявлять творческие способности. Необходимо избегать назначение на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребёнок талантлив от природы, каждому нужно помогать раскрыть свои способности. В наших театральных играх, прежде чем выбрать роль, ребёнок пробует себя во всех других, и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе. На занятиях по театрализованной деятельности использую тщательно подобранный материал, неожиданность, сюрпризности делают занятия интересными, непохожими друг на друга, помогают детям пережить различные ситуации и самостоятельно выходить из них, учат общаться, сопереживать, сочувствовать, развивают, и активизировать детей. Дети на занятиях знакомятся не только с текстом различных произведений, но и с мимикой, жестами, движениями, костюмами. Важнейшим моим принципом является практические действия детей. Большое место отводится упражнениям на общение и ведение диалога, что направленно на развитие коммуникативных способностей. Из этюдов и упражнений в дальнейшем складывается образ героя, например, злого волка, гостеприимной белочки, хитрой лисы и т. п. что даёт возможность впоследствии разыгрывать любую сказку или инсценировку. Шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, скороговорки, чистоговорки делают речь детей чистой и образной. Тема, проведённая через всё занятие, помогает детям наиболее полно представить себе тот или иной образ. Стихотворный язык сказок приближен к народной, бытовой речи, поэтому очень доступен детям, легко усваивается и запоминается. Регулярность проведения занятий, их системность, а не спонтанность позволяет добиться высоких результатов. На занятиях используются упражнения мышечного напряжения: «Найди взглядом товарища», «Не перепутайте движение», русская народная игра «Пень-колода», «Капуста» и другие. Пальчиковый игротренинг: «Утречко», «На блины», «Солдаты», «Барабанщики». Упражнения на развитие внимания: «Поймай хлопок», «Повтори – не ошибись» на развитие памяти: «Волшебная палочка», «Тень», «В магазине зеркал», этюды на расслабление мышц: «Штанга», «Насос и мяч», «Сосулька», «Поющие руки», а также различные этюды на выразительность жеста, на развитие детской пластики. Для обучения детей средствам выразительности речи я использую артикуляционную гимнастику: «Сели на лошадку», «Нарисуем солнце», «Чистим зубы», «Шинкуем капусту» и др. Особенно нравятся детям упражнения на развитие мимики:
1. Солёный чай
2. Ем лимон
3. Мне грустно
4. Сердитый дедушка
5. Злая собака
6. Тепло – холодно
7. Обиделись и другие
В процессе разучивания материала необходимо соблюдать следующие принципы:
• Следование природе ребёнка, его темпераменту, характеру
• Заинтересованность, новизна, сюрпризности
• Обучение через игру
• Импровизация
• Радость успеха
• Подбор доступного и интересного материала
• Воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и в людях
Основные формы и приёмы работы с детьми по театральной деятельности :
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
2. Игры – драматизации
3. Упражнения для социально-эмоционального развития детей
4. Упражнения по дикции
5. Пальчиковый игротренинг
6. Знакомство со средствами драматизации – жестом, мимикой, движениями, костюмами, декорациями
7. Игры – превращения, образные упражнения
8. Театральные этюды
9. Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
10. Упражнения на развития выразительности мимики, элементы искусства пантомимы
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:
• Специальные ширмы
• Костюмы и декорации
• Магнитофон, диски
• Детские музыкальные инструменты
• Материал к занятиям, атрибуты
• Наличие различных театральных кукол
Для организации театральной деятельности можно использовать игрушки и куклы, купленные в магазине, однако, большую воспитательную ценность имеет изготовление игрушек-кукол самими детьми с помощью взрослых. Таким образом, на протяжении всей своей деятельности, вместе с детьми были изготовлены в группе следующие виды театра : театр на фланелеграфе – дети вырезывали сказочных персонажей из старых книг, журналов, рисовали сами, раскрашивали. Театр масок и шапочек – делали из цветной бумаги и картона, привлекали к помощи родителей. Настольный театр – сшили из носочков, изготовили из коробочек. Мною были поставлены музыкальные сказки: «Репка», «Глупый мышонок», «Как Маша полюбила водицу», «Про деда, бабу и курочку Рябу», «Девчушки подружки», «Маша и медведь», «Три медведя» и др. С педагогами дошкольного учреждения постоянно ведётся работа по приобщению детей к театру : готовим кукольные театры с красочной декорацией, придумываем изготовление из различного материала театральных кукол. Участие взрослых в играх и спектаклях, заинтересованность родителей, современное изготовление красивых костюмов, декораций, афиш сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а значит интересной.
Главная цель моей деятельности:
• Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности
• Создание атмосферы тепла, понимания, сопереживания, пути к творчеству
• Социально-эмоциональное развитие детей
Анализ результативности
Показатели театрализованных навыков на начало 2013 учебного года
Подготовительная группа.
Ребенок умеет:
• согласовывать свои действия с партнерами, менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре,
• давать оценку поступкам действующих лиц в театральной деятельности,
• владеть выразительностью речи,
• обыгрывать роли,
• понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свою
• способность сопереживать героям сказки,
• выразительно передавать содержание сказки,
• верховодить куклами,
• выполнять артикуляционную гимнастику,
• вживаться в образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения,
• выступать на сцене перед зрителями,
• понимать эмоциональное состояние человека и адекватно выражать свое настроение,
• выражать свои чувства и настроение.
Анализ результативности
Показатели театрализованных навыков на начало 2014 учебного года
Вторая младшая группа.
Ребенок умеет:
- называть виды театра, - вести себя в театре, - обыгрывать роли, - выполнять артикуляционную гимнастику, - произносить потешки, прибаутки в разных темпах голоса, - заучивать стихи, - выполнять упражнения пальчиковой гимнастики, - владеть вождением верховых кукол, - согласовывать действия с другими детьми, - выступать на сцене перед зрителями, - справляться с волнением.
Анализ результативности
Показатели театрализованных навыков на начало 2015 учебного года
Средняя группа.
Ребенок умеет: - вести себя в театре, - выполнять артикуляционную гимнастику, - произносить скороговорки в различных темпах, с различными интонациями, - выстраивать диалоги, - четко произносить слова и фразы, - выполнять пальчиковую гимнастику, - согласовывать действия с другими детьми, - выступать на сцене перед зрителями, - справляться с волнением, - понимать эмоциональное состояние человека и адекватно выражать свое настроение;
- равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке.
Оценку деятельности детей проводила по критериям:
Высокий уровень: творческая активность, самостоятельность детей,
инициатива, быстрое осмысливание задания,
ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень: эмоциональная отзывчивость, интерес, желание
включиться в театральную деятельность. Требуется
помощь взрослого, дополнительное объяснение,
показ, повтор.
Низкий уровень: мало эмоционален, не активен, равнодушен,
Спокойно, без интереса относится к театральной
деятельности.
Проанализировав, результаты я сделала вывод, что дети моей группы:
1. Проявляют интерес к театральной деятельности, театральным играм.
2. У детей расширились представления об окружающей действительности.
3. Обогатился и активизировался словарь.
4. Усовершенствовались исполнительские умения.
5. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
6. Развилась память, мышление, воображение, внимание.
7. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.
8. Повысилась и усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
Мои воспитанники принимают активное участие в праздниках, развлечениях, играх – драматизациях, театральных постановках, досугах, совместно с родителями, где доказывают свои успехи и достижения, раскрывают творческие способности и ещё раз доказывают значение «Сказочных занятий в детском саду». Отмечая за многолетний труд большую значимость театрализованной деятельности, считаю целесообразным продолжить работу в данном направлении, использовать нетрадиционные методы работы с детьми, привлекать больше родителей к совместной деятельности с детьми. Ребёнок – дошкольник – это «пластичный кусочек», из которого вырастает яркая самобытная талантливая личность. Вот почему мне легко, интересно работать и видеть искреннюю любовь, уважение. Я хочу, чтобы каждому ребёнку, с которым предстоит работать, было комфортно и уютно, чтобы ребёнок чувствовал себя самостоятельной, неповторимой личностью, способной выразить своё отношение к окружающему.
Адресность опыта
Данный опыт моей работы приемлем для использования в практике детского сада. Он состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задачи, формы и методы работы, содержание занятий. Практическая часть включает перспективное планирование, конспекты занятий, упражнения, рекомендации для родителей и педагогов. Работа с педагогами : организация показа кукольных спектаклей детям, изготовление декораций, всевозможных кукол, мастер-классы с начинающими педагогами. Кружковая работа по театральной деятельности дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребёнок начинает ценить красивое, и, чувствуя уважение к себе как к равному, начинает раскрепощаться и творить.