Наталья Ивановна Логачева
Национально-региональный компонент как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Национально - региональный компонент как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Автор: Логачева Наталья Ивановна
МБДОУ «Детский сад №49 «Загадка»
ст. Ханская, г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия
Аннотация
Публикация «Национально-региональный компонент как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Данная статья посвящена актуальной в современном обществе теме – нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и содержит теоретический и практический материал по теме. Проблема изучения предпосылок реализации задач патриотического воспитания дошкольников связана с поиском оптимальных технологий реализации этого процесса в изменяющемся мире. Автор статьи выделяет основные среди них в условиях внедрения национально-регионального компонента.
Материал, представленный в статье адресован руководителям, методистам и старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических колледжей и ВУЗов.
Ключевые слова: патриотизм, Родина, развитие, национально-региональный, компонент, воспитание, формирование.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. «Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время» [2]. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства» [5].
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к народным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
«Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес» [3].
Важным условием организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей является национально-региональный компонент. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом : ознакомление детей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, устно-поэтическим творчеством, а также с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, проживающих в нашей Республике. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине.
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы, педагоги, вводим его в мир общечеловеческих ценностей [4].
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника : игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально-регионального компонента, ведется по нескольким направлениям.
Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор: колыбельные песни, потешки, прибаутки, народные сказки и игры.
Реализация национально-регионального компонента в детском саду происходит не только в учебном процессе, но и в ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В своей работе с детьми педагоги включают в сценарии праздников и развлечений народные песни и танцы. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений к народам Республики Адыгея, их обычаям и традициям. Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении начинается с уголка национальной культуры. В группах целесообразно создать мини уголки, где разместить подлинные предметы быта наших предков: национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины несомненно вызовут у детей интерес, напомнят о традициях нашего культурного прошлого, расширят их представления о жизни предков в прошлом, для ребенка откроется возможность первого проникновения в историю быта родного края, определенному народу, его национальным традициям. В своей работе педагоги широко используют произведения декоративно-прикладного искусства русского и адыгского народов.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации можно предложить детям оформить народным орнаментом свои работы. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дети узнают, что люди любой национальности одинаково оценивают моральные качества человека. Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.
В работе с детьми на занятиях и в кружковой работе, и в свободной деятельности необходимо широко использовать неповторимый игровой фольклор, так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве, т. е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас. Кроме этого народные игры имеют богатейшие возможности для развития, укрепления здоровья, физических и психических свойств организма ребенка.
Таким образом, правильно построенная работа в ДОУ позволит детям с детских лет впитывать народные традиции, народный дух.
Все достижения даются нелегко, но этот труд, этот поиск оправдан, так как проводимая работа станет предпосылкой воспитания у детей интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования чувства симпатии к народу - творцу талантливых произведений. Самое главное, целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам.
Список литературы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002, 304с.
2. Князева Римма Николаевна. Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в МБДОУ. [Электронный ресурс] : https://a2b2.ru/methods/1849_patrioticheskoe_vospitanie_v_dou/.
3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. [Электронный ресурс] : https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36432.php. Сборник материалов Российской научно-практической конференции «Вклад в науку: от теории к практике». Данилова Т. В, Елисеева Л. Е. Этносоциализация дошкольника. [Электронный ресурс] : https://festival.1september.ru/articles/637655/.
4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6т. Т 1. / Сост. С. Ф. Егоров - М. : Педагогика, 1988 – 416с.