Алла Петрухина
Начинаем развивать речь со звукоподражаний
▼ Скачать + Заказать документы
Речь, больной вопрос для каждой мамы, еще и окружающие считают своим долгом поинтерисоваться о том, что уже говорит ваш годовалый малыш.
Все дети в возрасте около года болтают, что то говорят уже осознанно, но большинство звуков, все таки неосознанная речь, иногда похожая на человеческие слова. Задача мамы сделать речь осознанной, т. е. работать над конкретными названиями, звуками иначе у многих так и остатся болтавня ребенка на своем языке до двух и более лет. Но если в год это норма, то когда ребенок около 2-х лет разговаривает на своем языке, в первую очередь мама и переживает по этому поводу.
Публикация «Начинаем развивать речь со звукоподражаний» размещена в разделах
С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь реб нка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, да т возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.
Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — реб нок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.
Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т. е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.
Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:
1)Вначале работаем над гласными.
-Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание реб нка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда по м.
-У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
-Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.
-Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
2)Далее отрабатываем слияния гласных звуков.
-Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
-Реб нок плачет: «Уа! Уа!».
-Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
3)Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определ нный смысл.
-Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
-Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
-Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
-Показываем пилу (картинку или игрушку) : «Сь-сь-сь». Выполняем движения впер д-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
-По т комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
-По т жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
-Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
-Ё жик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как жики.
Далее – звукоподражательные слоги и слова.
•Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей) :
собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т. д.
• Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!
• Подражание бытовым шумам:
часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т. д.
• Подражание транспортным шумам:
машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т. д.
•Подражание музыкальным звукам :
песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду
и т. д.
Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:
1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
2. Использовать картинки или игрушки.
3. Артикуляция должна быть ч ткой, реб нок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.
Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания
Звук [ш]. «Шумелочки». Шум ветра в лесу; шелест листвы деревьев; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы; шипение гусака; шипение змеи; шуршание мышей в норке; шуршание шин по мостовой; надуваем шарик».
Звук [с]. «Свисток». «Свистелочки». Вода в кране, свист ветра в трубе, выходит воздух из колеса (проколотая шина, насос (накачаем воздух в колесо, проколотый шарик, пар выходит из кастрюли.
Звук [р. ]. «Рычалочки». Рокот самолета; работающий трактор; работающий мотор машины; рычание сердитой собаки или щенка; рычание тигра, тигрицы и тигренка; мамы-звери учат детенышей рычать; разговор мам-животных с детенышами.
Звук [л]. «Гуделочки». Пароход гудит, сирена скорой помощи, сирена пожарной машины, приземление ракеты, посадка ракеты на Луну, инопланетяне прилетели, малыш учится говорить, самолет заходит на посадку.
Звук [ж]. «Жужжалочки». Жук жужжит, шмель жужжит, разговор жуков, разговор шмелей, едет товарный поезд, выжимаем сок в соковыжималке, включаем пылесос.
Звук [з]. «Звенелочки». Звонок на урок, колокольчик на ветру, звенит пчела, назойливый комар.
Чем больше ребенок будет говорить звукоподражаний, чем больше он будет тренироваться в этом, тем быстрее он научится управлять своим языком, связывать слово и предмет и тем быстрее начнет нормально говорить.