Ведяшкина Юлия Васильевна
Наблюдения весной на прогулке во второй младшей группе
1. Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
- формировать понятия о смене времен года;
- дать представление об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора!
П. Образцов
Публикация «Наблюдения весной на прогулке во второй младшей группе» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Темочки
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
21 марта — день весеннего равноденствия, т. е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы.
Перечислите признаки весны.
Какой сейчас месяц?
Что происходит со снегом весной?
Как изменяется жизнь человека весной?
2. Наблюдение за работой дворника
Цели:
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать умение видеть целесообразность трудовых действий;
- учить оценивать результаты труда.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Кто обрезает деревья?
Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами — секатором.)
С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)
Почему профессия называется — дворник?
3. Наблюдение за легковым автомобилем
Цели:
- продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.
Почему он так называется?
Какие вы видите автомобили?
Какие автомобили перевозят людей?
Чем отличается автобус от легковой машины?
Что у них общего?
Кто водит машину?
Спешат автобусы,
Спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.
4. Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цели:
- учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
- развивать наблюдательность, память;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Как вы им помогаете?
Какого они размера?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Каких птиц вы еще знаете?
5. Наблюдение за воробьями
Цель – учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.
Ход наблюдения
В канаве с водою талой плещется воробей.
Как беззаботный мальчишка, с головкой он хочет нырнуть.
Задорный, лихой воробьишка — боюсь я его спугнуть.
Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собирается в шумные стайки. Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.)
Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками.) А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.) А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)
Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое. Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)
А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.) Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.) Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.)
Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.
6. Наблюдение за облаками
Цель – продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.
Ход наблюдения
Посмотрите на небо, что вы видите? Какие сегодня облака?
Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?
В каком направлении плывут облака?
На что похожи сегодняшние облака?
Как по облакам узнать погоду? В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.
7. Наблюдение за ветром
Цель – уточнить представление о ветре.
Ход наблюдения
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Вы волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев. Каким бывает ветер? Почему дует ветер?
Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теп-лого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.
Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели, бураны.) Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.
Можно ли увидеть следы ветра?
Исследовательская деятельность
Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.
6. Наблюдение за солнцем
Цель – помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Ход наблюдения
Люди добрые, солнцу красному,
Лику ясному
Поклоняйтеся, улыбайтеся
Распрекрасному.
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.
Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?
Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?
Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?