Марина
Наблюдения на прогулке за жалящими насекомыми — пчёлами, шмелями и осами
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- формировать у детей отчётливые представления о жалящих насекомых (пчёлах, шмелях, осах).
Задачи.
Образовательные:
- расширять у детей знания о разнообразии мира насекомых;
- продолжать знакомить с жалящими насекомыми – пчёлами, шмелями и осами;
- закреплять у детей знания о пользе, которую приносят пчёлы, шмели и осы.
Развивающие:
- развивать интерес детей к совместной поисковой деятельности;
- развивать у детей наблюдательность и внимание;
Публикация «Наблюдения на прогулке за жалящими насекомыми — пчёлами, шмелями и осами» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
- закреплять знания детей о трёх основных отличительных признаках насекомых;
- учить сравнивать насекомых, находить сходства и различия;
- формировать у детей навыки соблюдения Правил поведения, защищающие от укуса жалящих насекомых.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе и бережное отношение ко всему живому.
Непосредственные наблюдения детей на прогулке.
Наблюдения проводим в ясный солнечный день или сразу же после тёплого дождя.
На подготовительном этапе начала наблюдений стараюсь подготовить ребят к предстоящим наблюдениям, вызвать у них интерес. Сообщаю о том, что сегодня на прогулке мы будем наблюдать за насекомыми.
Загадки:
1. Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком! (Пчела)
2. На цветок, жужжа, садится, чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель, на пчелу похожий … (Шмель)
3. Полосатая она, только это не пчела!
Мёд не собирает. Внимание! Кусает! (Оса)
Ребята отгадывают загадки.
Предлагаю ребятам вспомнить о трёх основных отличительных признаках этих жалящих насекомых (тело разделено на три части – голова, грудь и брюшко; у них три пары ног и на спине крылышки) и составить их описательный портрет.
Напоминаю ребятам Правила безопасного поведения, защищающие от укуса жалящих насекомых. Проговариваем Правила несколько раз:
- быть осторожными и не приближаться к насекомым;
- не делать резких движений, не размахивать руками;
- не разорять их гнёзда;
- не есть сладости и фрукты, чтобы пчела или оса не ужалили в губы и в язык.
Отправляемся с ребятами по территории детского сада на поиски жалящих насекомых.
Ребята с радостью замечают на ярких цветах одуванчика шмеля. Стараемся осторожно рассмотреть его.
Для того, чтобы поддержать у ребят интерес к наблюдениям рассказываю им о том, что шмели – это толстые и неуклюжие насекомые. Гнёзда строят в земле. С помощью усиков и больших глаз они выбирают нужный цветок. Нектар и пыльца цветов служит шмелям пищей. Шмели предупреждают о своём приближении характерным жужжанием.
Обращаю внимание ребят на то, что вся поверхность тела шмеля покрыта жёлтой пыльцой с цветов, на которых шмель собирал нектар.
Из всех насекомых только шмели опыляют клевер!
Наблюдения продолжаются. Ребята с восторгом и интересом наблюдают за пчёлами, кружащимися над растениями цветника.
Словесная игра «Подскажи словечко» - развитие грамматического строя речи: образование глаголов с различными приставками:
- пчёлы цветник … (облетают);
- пчелы к цветам … (подлетают);
- пчёлы с цветов … (слетают);
- пчёлы от цветов … (отлетают);
- пчёлы с цветка на цветок … (перелетают).
Рассказываю ребятам о том, что нектар, который выделяют разные части цветков – это сладкая сахарная жидкость. Пчёлы собирают нектар в специальный маленький зобик. Собранный нектар пчёлы переносят в гнездо. В гнезде нектар густеет и превращается в мёд. Мёд, который собирают пчёлы – это запас пищи для себя, а вовсе не для человека!
Вкус, запах, цвет и полезные качества мёда зависят от того с каких цветов пчёлы собирали нектар.
Во время наблюдений пополняю знания детей о пчёлах новыми сведениями, рассказывая о том, что есть пчёлы - разведчики, пчёлы – охранники, пчёлы – рабочие.
Пчёлы – охранники защищают гнёзда от чужих насекомых, поэтому всегда летают вблизи гнезда.
Пчёлы – разведчики облетают все окрестности, находят луга с цветущими растениями и с помощью своих танцев передают рабочим пчёлам, где находится луг с цветами.
Рабочие пчёлы, перелетая с цветок на цветок, собирают нектар и пыльцу.
Молодые пчёлы, которые ещё не научились летать, наводят порядок в гнезде и помогают ухаживать за личинками.
Пчёлы очень трудолюбивые насекомые!
Пословицы и поговорки о пчёлах.
- «Маленькая пчела человека большому делу учит!»
- «Человек трудолюбив, как пчела».
Предлагаю ребятам объяснить смысл поговорок и запомнить их.
В конце наблюдений ребята замечают на земле осу. Рассматриваем осу, наблюдаем за её поведением.
Подводим с ребятами итоги наблюдений, закрепляем полученные знания и представления о жалящих насекомых.
Обращаю внимание на то, что пчёлы, шмели и осы очень похожи, а на фоне окружающей нас природы их резко выделяет очень яркая предостерегающая окраска. Эта окраска свойственна насекомым, выделяющим ядовитые вещества. Они как бы предупреждают окружающих: «Не тронь меня. Я опасен!»
Эти насекомые хотя и опасны, но зато они приносят большую пользу природе – опыляют цветы! Они перелетают с цветка на цветок, переносят на своих частях тела пыльцу, без которой на цветах не смогут образоваться плоды с семенами. Без семян многие растения на Земле могут исчезнуть!
Заучивание стихотворения:
Всё жужжит пчела, жужжит,
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла,
Мёд готовит нам пчела!
Свои впечатления ребята отразили в работах по художественному творчеству.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!