Вера Байсурина
Наблюдение за птицами в холодный период
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕКАБРЬ
Карточка №1
«Наблюдение за свежевыпавшем снегом»
Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней при роды, радость от прогулки.
Ход наблюдения
На заборах и крылечке
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка
— Всюду снега намело.
Нарядилась и рябинка
В белый праздничный наряд,
Только грозди на вершинке
Ярче прежнего горят
Воспитатель задает детям вопросы.
1. Какое сейчас время года? (Зима.)
2. Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)
Публикация «Наблюдение за птицами в холодный период» размещена в разделах
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
3. Какого цвета снежинки? (Бесцветные.)
4. Во время снегопада стало теплее? (Если во время снегопада тем пература воздуха изменилась, значит и форма снежинок меняется.)
Карточка №2
«Наблюдение за морозными узорами»
Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.
Ход наблюдения
Не дождавшись тепла среди зимнего дня,
Распустились цветы на окне у меня.
Подошел я к цветам, стала мокрой щека,
Оттого, что окна коснулся слегка.
Подошел я к цветам, но не пахли они.
Для чего ж они выросли в зимние дни?
Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?
Карточка №3
«Наблюдение за свойствами снега»
Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).
Ход прогулки. Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.
Раз шажок, два шажок
Под ногой снежок.
Карточка №4
«Наблюдение за снегопадом»
Цель: формировать представление о состоянии воды.
Ход прогулки Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» — сообщают они воспитателю. «Правильно! — говорит воспитатель. — Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на до рожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снего пад!» Дети повторяют: «Снегопад!»
Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кру жатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежин ка села на Танину шубу, а другая на шапку Саши». Дети внимательно ос матривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!»
«Смотрите, как звездочка!» — говорит педагог и предлагает посмот реть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка — подуть на нее. «Летит? Пусть летит даль ше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Карточка №5
«Наблюдение за небом»
Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
Ход наблюдения:
Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чис тое, голубое.)
Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно — хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)
Дуют ветры,
Ветры буйные.
Ходят тучи,
Тучи ясные.
Карточка №6
«Наблюдение за работой дворника»
Цели: воспитывать уважение к труду людей; желание помогать окружающим.
Ход прогулки
На прогулке обратить внимание детей на работу дворника: «Посмотрите, как старается, убирает снег, расчищает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действует лопатой и метлой. Подойти к дворнику и предложить детям рассказать, какие постройки есть у них на участке. Дворник объясняет, что постройки нужно беречь, не ломать их, а участок всегда содержать в порядке. Подсказать детям, что благодарить за работу можно не только словами, но и делами. Предложить помочь. Дворник показывает, как надо действовать лопатами, хвалит ребят за дружную хорошую работу.
Карточка №7
«Наблюдение за березой»
Цели: расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитать желание защищать и оберегать природу.
Ход наблюдения Подвести детей к березе.
Улицей гуляет Дедушка Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берез.
Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Бе лый, с черными полосками — похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо обе регать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.
Карточка №8
«Наблюдение за синицей»
Цели: закреплять представление о названии птицы, характерных при знаках внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за птицами.
Ход наблюдения. Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой — это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало, крошки хлеба.
Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они пита ются?
Маленькая птичка
- Желтогрудая синичка,
По двору гуляет,
Крохи собирает
Карточка №8
«Морозный солнечный денек»
Цель: рассказать детям о том, как живут звери зимой; стимулировать добрые чувства по отношению к ним.
Ход прогулки:
Все подходят к муляжам зверей. Педагог предлагает: «Пригласите зверушек в гости, скажите им: "Приходите в гости, будем очень рады!"» Дети повторяют за взрослым: «Прибегай, лисонька-лиса! Скачи быстро, зайка-попрыгайка! И ты, мишка-топтыжка, тоже приходи. Захвати с собой и волка».
«Посмотрите сами, какой сегодня снег? Можно из него лепить?»
Дети знают, как это проверить: набирают снег на лопаты и слегка подбрасывают вверх. Снег разлетается легким облачком. Все дружно решают, что снег сухой, лепить нельзя. Можно только сгребать. Решено: клумбу надо соорудить в центре площадки. Все начинают работать — сгребать снег. Клумба должна быть красивой, большой, но снега не хватает, и дети идут с ведерками и лопатками на свободный участок за снегом. Воспитатель говорит: «Спасибо, мороз, что снегу нанес!»
.
Карточка №9
«Экскурсия в зимний лес»
Цели: формировать знания о зависимости объектов и явлений в при роде; совершенствовать наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способность манипулировать ими, видоизменять).
Ход наблюдения
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
А. Пушкин
Карточка №10
«Кролик серенький, зайка беленький»
Цель: закреплять знания детей о строении тела животных, уточнить название частей тела кролика (зайца); формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.
Ход наблюдения:
Дети выходят на прогулку. Но их ждет сюрприз: на веранде сидит кролик. Бережно достает кролика из клетки, прижимает к себе: «Кузя не знает вас, боится» Дети успокаивают «Не бойся мы добрые». Игра «зайка беленький сидит»
Карточка №11
«Следы на снегу»
Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.
Ход прогулки Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрос лого со следом ребенка.
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
— Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки :
«Сделай нам, Денис, кормушки».
Карточка №12
«Наблюдение за птицами»
Цели: закреплять желание детей заботиться о птицах; изучать их повадки и особенности.
Ход прогулки Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь — покормить их.
Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше — у голубя или воробья.
Птицы пугливые. Чуть что — вспорхнут и улетят. Воспитатель гово рит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Ска жите им, ребята».
воспитатель предлагает отгадать загадку:
На суку сижу, «Кар! Кар!» — кричу.
Чик-чирик! С ветки прыг.
Клюй, не робей! Кто это?
Карточка №13
«Наблюдение за елью»
Цели: познакомить с деревом — елью; обогащать и активизировать словарь детей.
Ход наблюдения
Подвести детей к ели. Вспомнить песенку, стихи о елочке. Рас сказать, что ель — стройное дерево. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая и на ее ветвях иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок.
Ель очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.
Выросла елочка в лесу на горочке.
У нее иголки зимой в серебре.
У нее на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.
Карточка №14
«Традиции празднования нового года»
Цель: формирование представлений о новом годе как веселом и добром праздник (новогодние утренники в детском саду, спектакли, совместные семейные развлечения и поездки, подарки) формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.
Поздравляем
С Новым годом!
С зимней снежною погодой,
С ясными деньками,
С лыжами, коньками!
С белою метелью,
С новогодней елью
Поздравляем ребятишек —
Всех девчонок и мальчишек!
Карточка №15
«Наблюдение за праздничным оформлением окон»
Цель: формирование представлений детей, что все готовятся к празднику, на окнах висят различные украшения, нарисованы картинки.
«Скоро, скоро к нам придёт лучший праздник – Новый год.
Будем мы его встречать – песни петь и танцевать».
Карточка №16
«Целевая прогулка по праздничной улице»
Цель: формировать представление о приближающемся празднике, обратить на украшенные улицы города, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
За окном летит снежок
В кружеве метели
Скоро Новый год, дружок,
Радость и веселье!
Карточка №17
«Наблюдение за елочными игрушками»
Цель: формировать умение делать, украшать елочные игрушки своими руками, полюбоваться елочными игрушками, украсить елочку, формировать умение доставлять радость окружающим.
Простые игрушки сквозь щелку.
Однажды увидели елку:
"Давайте-ка елку нарядим!
Залезем на ветки и сядем!"
Полезли на елку игрушки.
Мартышка уже на верхушке.
Под Мишкою ветка прогнулась,
Под Зайчиком чуть покачнулась.
Цыплята висят, как фонарики,
Матрешки - как пестрые шарики.
"Эй, елочные игрушки,
Снегурочки, звезды, хлопушки,
Стекляшки витые, литые,
Серебряные, золотые!
Пока вы пылились на полке,
Мы все очутились на елке!
Карточка №17
Наблюдение за выставкой «Мастерская деда Мороза»
Цель: Вызывали стремление поздравить близких с праздником. Развивали творческие способности детей, расширены представления детей о новогоднем празднике.
ЯНВАРЬ
Карточка №1
«Поет зима аукает»
Цель: Познакомить с зимними явлениями в жизни природы, расширять представление детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно, развивать у детей способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать выводы, воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудесные мгновения, вызвать положительные эмоции, от увиденного и услышанного.
Ход наблюдения : Загадать детям загадку
Наступили холода
Обернулась в лед вода.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
Прочитать стихотворение С. Есенина
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Карточка №2
«Наблюдение за солнцем»
Цель: формировать представление детей о том, что зимой солнце появляется редко, греет плохо. Поэтому на улице холодно, все предметы (скамейки, деревья) и игрушки холодные на ощупь.
Ход наблюдения:
Прочитать стихотворение
«Как соскучились мы, солнце,
Редко светишь ты в оконце.
Все деревья и дома,
Заморозила зима».
Карточка №3
«Экскурсия в зимний лес»
Цели: формировать знания о зависимости объектов и явлений в при роде; совершенствовать наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способность манипулировать ими, видоизменять).
Ход наблюдения
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
А. Пушкин
Карточка №4
Наблюдение «Как одеты прохожие?»
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Ход прогулки: Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом.
Снег сегодня белый-белый,
От него кругом светло.
Рукавички я надела,
В зимней шубе мне тепло.
Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег.
Карточка №5
Наблюдение «Зима холодная»
Цель: формировать у детей первые связные представления об этом времени года.
Ход прогулки: Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Лене я завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу. Все оделись? Дима, посмотри, надеты ли варежки у Юли? Мы сегодня возьмем с собой кукол, у них тоже теплая одежда».
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите? Дедушка идет в валенках и меховой шапке. Он одел ся потеплей, чтобы мороз его не захолодил. Вот она какая, зимушка-зима, стужа лютая! А вот мальчик бежит, подпрыгивает, чтобы холодно не было. Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима холодная. Только один ветер гуляет. Послушайте, как он поет: "В-в-в! В-в-в!" Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер».
Карточка №6
Наблюдение «Следы на снегу»
Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.
Ход прогулки Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка.
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
— Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки :
«Сделай нам, Денис, кормушки».
Обсудить с детьми это стихотворение. Как папа узнал, кто напи сал письмо Денису? Вместе с детьми насыпать корм в кормушку.