Василина Егорова
Краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Наблюдаем и исследуем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Краткосрочный проект для детей второй младшей группы „Наблюдаем и исследуем вместе“» размещена в разделах
Цель проекта : развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного процесса детей в процессе наблюдения. Развитие внимания, зрительного и слухового восприятия.
Задачи проекта :
- Расширять представления о мире природе, дополнять уже имеющиеся знания.
-Развивать познавательный интерес детей, воображение, мышление, наблюдательность, умение делать выводы.
-Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе.
Ожидаемый результат:
*Эмоционально-положительное отношение детей к исследовательской деятельности.
* Дети познакомятся и закрепят знания о живой и неживой природе.
* Появится познавательный интерес к исследованиям.
* Научатся понимать предназначение различных объектов природы.
* У детей привьется уважение и любовь к природе.
* Объединение интересов взрослых и детей на этапах совместной деятельности.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
- подбор материалов по данной теме – методическая, художественная литература, иллюстративный материал по данной теме.
- разработка конспектов занятий, совместной деятельности детей и воспитателя.
- составление плана работы над проектом.
Практический:
- опытно-исследовательская деятельность (эксперименты) : с водой, с песком, с воздухом.
- рассматривание фотографий, иллюстраций по теме проекта.
Методы реализации:
Игровая деятельность, художественная деятельность, оздоровительная деятельность, речевая деятельность, познавательная деятельность, опытно-исследовательская деятельность. Наблюдения проводятся как в группе, так и на прогулке.
Приложение.
1 неделя
(5.04-9.04) «Свойства воды»
Цель: выявить свойства воды: прозрачность, текучесть, не имеет запаха, способна растворять вещества, имеет вес. Активизировать словарный запас детей. Развивать логическое мышление и любознательность.
Материалы и оборудование: три одинаковые емкости с водой. Сахар, соль, гуашь (любого цвета).
Ход: Воспитатель показывает три емкости с водой, сахар, соль и гуашь (любого цвета). Дети исследуют их и высказывают свои предположении. Вместе они выявляют свойства воды: в стаканчики добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, в другой стаканчик добавляют соль и высказывают свои мнения, к третий стаканчик добавляют гуашь сравнивают с другими стаканчиками.
2 неделя
(12.04-16.04) «Воздух повсюду»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Ход. Воспитатель загадывает детям загадку о воздухе.
«Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем».(Воздух)Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?
3 неделя
(19.04-23.04) «Почему песок хорошо сыплется?»(исследовательская деятельность на прогулке)
Цель. Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Материалы и оборудование: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.
Ход: Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок, и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети, с помощью лупы, рассматривают из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему.
Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).
4 неделя
(26.04-30.04) СВЕТ, ЦВЕТ «Что в коробке?»
Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Материалы и оборудование: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Ход: Воспитатель предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Воспитатель спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь’ или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Педагог открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света — фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.