Марта Момде
Конспект занятия по НРК «На родном языке говорю»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по НРК
Тема: «На родном языке говорю»
(подготовительная группа)
Цель: - познакомить детей с днём родного языка;
- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к другим народам, поддерживать дружественные отношения среди различных национальностей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по НРК „На родном языке говорю“» размещена в разделах
1. Закреплять знания о дне родного языка; упражнять в подборе синонимов, антонимов, толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании загадок, в умении ориентироваться на карте.
2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи; умение слушать и отвечать на вопросы.
3. Воспитывать любовь к своей родине, русскому языку нганасанскому долганскому языку, и другим языкам народов Севера.
Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного поселка, карточки с картинками разных народов
Ход занятия:
1. Прослушивание гимна России.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Дети: Глобус!
Воспитатель: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Дети: Это маленькая модель нашей планеты.
Воспитатель: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.
Воспитатель: И в какой стране же мы с вами живем?
Дети: В России.
Воспитатель: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Дети: На русском.
Воспитатель: Давайте с вами подумаем, на каком языке говорят Русские (русском, Нганасаны (нганасанском,
Долганы (долганском) Ненцы (ненецком, и т. д
Молодцы!
Воспитатель: Для чего нам нужен язык?
Дети: Что бы разговаривать, общаться, играть.
Воспитатель: Правильно!
Международный день родного языка празднуют 21 февраля.
И сегодня, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык.
2. Пословицы
Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
- Язык острее бритвы.
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
- Язык мой – враг мой.
- Языком не спеши – спеши делом.
- Слушай больше, а говори меньше.
3. Беседа:
Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми.
И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.
Россия – многонациональное государство. Все народы, населяющие её, имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Русский язык – один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Крайнего Севера. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
Наряду с долганским, нганасанским, языками на Севере свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на немецком, английском и других языках.
4. Игра «Наоборот»
- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу,
например:
большой – долг. – улакан. нганас. – аника,
маленький – долг - оччугуй. нганас – селааку.
широкий – долг. - кен. нганс – тонгойка.
толстый, - долг – hон. нганас – дярбайка.
горячий, - долг – ити, нганас – hекутэ,
длинный, - долг - уhун, нганас – найбагэ,
высокий, - долг - улакан, нганс – аника,
громкий, - долг – айдан, нганас – дяйсага.
5. Воспитатель предлагает послушать запись песни «Солнечный круг» на разных языках для того, чтобы дети на слух разобрали отличие языков друг от друга.
6. Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
Как вы думаете, почему загадка именно про матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир) Далее дети рассматривают карту мира, где воспитатель показывает разные страны.
Итог: Итак, ребята, каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. Без языка не живет народ, без языка не существует нация. Я предлагаю встать всем детям и вместе пропеть гимн России, таким образом мы еще больше скрепим дружбу разных национальностей. И в конце занятия хочется пожелать всем мира во всем мире!