Наталья Борисова
На консультации у логопеда «Как учить стихи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как учить стихи»
Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка. Развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворения является хорошим методом тренировки памяти.
Публикация «На консультации у логопеда „Как учить стихи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс.
Первый метод – это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли не с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребенка её повторить.
Строку из 4 – 5 слов не сложно повторить даже 5 – летнему малышу. Желательно повторить её несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по – новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать.
Далее вы читаете вторую строку и просите сделать тоже самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки – первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
Второй метод – предназначен для «перевода» словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе её смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально легкими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь рисунки.
По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности.
Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что – то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным. Эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.
Третий метод – это метод «пересказа» стихотворения своими словами. Вы читаете всё стихотворение и просите ребенка рассказать, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можете помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание. В заключение еще несколько советов.
Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается всё стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан.
Обязательно делайте перерыва для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае (нельзя) не заставляйте ребенка учить стихотворение, если он этого сейчас не хочет.
Если вам интересно знать, есть ли какой – то прогресс в развитии памяти вашего ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4 –х строк.