Инна Тютикова
Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование различных видов и жанров искусства в целях врачевания и исцеления души наблюдалось еще в древние времена.
Исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, в том числе функций психики, так и в формировании духовного мира личности.
Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты.
Публикация «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.
Особенно ценно, положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье. В данном случае необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия.
Искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство позволяет ребенку с проблемами ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, т. к. оно является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, а с другой, средством реализации социально-педагогической функции искусства.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.
Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявлений в коллективе, семье, способствуют их коррекции.
В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонической личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства.
Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку ребенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности
В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арт-терапия» и «арт-педагоги-ка»
В чем сходство и различие понятий «арт-педагогика» и «арт-терапия»? Сходство этих терминов прослеживается только в первой части -арт- «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия - направление медицины, лечебное воздействие; педагогика - область научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании - и коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены разные направленность, цели, задачи, технология и содержание.
АРТПЕДАГОГИКА - художественная педагогика по отношению к специальному образованию - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики).
Арт-педагогика, в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.
Арт-педагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развити непосредственно в саморазвитие.
Арт- терапия - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии, а в лечебной и психо-коррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства.
Арт-терапия – психотерапевтический подход, в котором используются творческие методики для проработки проблем. Это не обычное рисование или лепка, задача – не сделать шедевр, а раскрыть себя.
В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений: рассматривается как:
совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
как комплекс арт-терапевтических методик;
как направление психотерапевтической и психо-коррекционной практики;
Она применяется в медицине (психиатрии, терапии, хирургии и т. д.) и в психологии (общей, медицинской, специальной). Арт-терапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.
Единая цель арттерапии и артпедагогики - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства
Компоненты коррекционного процесса средствами искусства включают:
• Психофизиологическое направление. Коррекция психосоматических нарушений.
• Психотерапевтическое направление. Воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы.
• Психологическое направление. Выполнение катарсистической, регулятивной, коммуникативной функций.
• Социально-педагогическое направление. Развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребёнка в творчестве.
Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арт-педагогики и арт-терапии.
Психокоррекция, используемая в практике работы с детьми с проблемами, включает в себя различные методики, среди которых особо выделяются арт-терапевтические.
Арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.
Арт-педагогические технологии опираются на следующие принципы:
• Гуманистическая направленность.
Признание ценности личности и создание условий для её полноценного развития. Педагог должен гуманно относиться к ребёнку, уважать его права и свободы, предъявлять к нему разумные требования.
• Принцип творчества.
Задействование зрения, обоняния, слуха, эмоции, а также интуиции и воображения. Важным условием получения уникального результата является импровизация, позволяющая выразить собственное творчество ребёнка. 2
• Принцип рефлексивности.
Умение ребёнка анализировать процесс достижения результата и сам результат, а также преодолевать проблемные ситуации и конфликты.
• Принцип самовыражения и спонтанности.
Ребёнок, выполняя ряд предлагаемых педагогом заданий, выражает себя, а его творческая деятельность приобретает спонтанный характер. На протяжении выполнения заданий ребёнок даёт выход своим эмоциям, снимает эмоциональное напряжение, абстрагируется от отрицательных мыслей, осваивает новые для себя способы самовыражения и самопознания.
Арттерапия включает в себя:
ИЗОТЕРАПИЮ.
Лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д.
БИБЛИОТЕРАПИЮ.
Лечебное воздействие чтением.
ИМАГОТЕРАПИЮ.
Лечебное воздействие через образ, театрализацию.
МУЗЫКОТЕРАПИЮ.
Лечебное воздействие через восприятие музыки.
ВОКАЛОТЕРАПИЮ.
Лечение пением.
КИНЕЗИТЕРАПИЮ.
Танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями.
В рисовании, игре, музыкальной, театрально-художественной деятельности ребенок не только развивает свои дарования, но и преодолевает, утверждает то, что ранее казалось ему опасным, страшным, учится находить выход из трудных ситуаций, раскрывает богатства своей личности перед сверстниками, взрослыми, приобретая вместе с тем уверенность в себе, в своих возможностях.
«Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего возраста с ОВЗ»
«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга»
В. Шекспир.
Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования программа развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет – эта программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуального развития личности ребенка. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в музыкальном содержании программы в соответствии со Стандартом.
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003г.
В последнее время отмечается резкий рост детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями : дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах, я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Дети оаннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка.
В процессе занятий музыкой, пением у детей с ОВЗ активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания.
Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую).
В последнее время в специальном образовании заметно усилился интерес к исполнению арттерапии в коррекционно-развивающейся работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитие.
Существуют различные виды арттерапии: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, релаксотерапия и т. д.
В современной психологии существует отдельное направление – музыкотерапия. Она представляет метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведений, при проблемах в общении, а также при различных психологических заболеваниях.
Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства обеспечивающего гармоничное состояние ребенка, снятие напряженности, утомления или наоборот повышения эмоционального тонуса.
Музыкотерапия стоится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм.
По методу Рушеля Блаво (автор первого методического пособия по музыкотерапии для врачей и клинических психологов) суть заключается в том, что для каждого заболевания можно найти и подобрать музыку (мелодию, которая будет воздействовать самым благоприятным образом. Оригинальность и уникальность метода – это подбор и поиск не только музыки, но и ее исполнителя.
Доктор Блаво провел много исследований, прежде чем пришел к выводу, что правильно должна быть выбрана не только мелодия, но и музыкальные инструменты, на которых она исполняется. Например, для лечения заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы необходимо использовать гитару, клавишные справляются с заболеваниями желудка, а позвоночник лечит барабан, желчный пузырь-габой, легкие – арфа, почки- саксофон.
Применение методов музыкотерапии в музыкальных занятиях для выравнивания психо-эмоциональной сферы у детей стало целью моей работы.
Цель реализую в следующих задачах:
Формировать у детей умение слушать : от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.
Побуждать у детей средствами музыки потребность в творческой деятельности, выражать свое отношение к миру.
Развивать фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку.
Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
Для решения поставленных задач, я изменила форму построения музыкальных занятий, ввела в практику работы инновационные социо-игровые подходы. Занятия по музыкотерапии строятся по следующей схеме:
Разминка: двигательные и ритмические упражнения.
Основная часть: восприятие музыки, пения, импровизация.
Музыкальная релаксация.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе- внимание к каждому ребенку: учет его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.
Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с рождения детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии.
Для более эффективной работы в этом направлении в группах совместно с воспитателями мы создали интегративную музыкально-игровую среду, наполнили ее оборудованием: музыкальный центр, диски с качественной записью музыкальных произведений (согласно возрасту, иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него.
С воспитателями группы, логопедами и дефектологом регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимных моментах. Для реализации поставленной цели, необходима тесная взаимосвязь с воспитателями. Ведь материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится воспитателю. Он является активным организатором, наставником, руководителем, направляет эту работу по правильному руслу. Вот почему успех работы на 80 процентов зависит от заинтересованности воспитателя и логопедов, их творчества, педагогического такта, их умения и знаний.
Музыкотерапия используется не только на музыкальных занятиях, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, во время дыхательной гимнастики.
Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации. Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях обычно использую и множество активных приемов, заданий и упражнений.
У детей с особенностями в развитии круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.
Особенности использования музыкотерапии :
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Главный принцип работы в музыкотерапии : с целью успокоения необходимо прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации – веселую и громкую. Возможности музыкальных произведений, особенно классических, широко используются для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения структуры его мироощущения.
Так в группах реабилитации проводились занятия на темы:
«Сопоставление музыки и жизненной ситуации» - «Интонации»- (интонация стиха, образ мамы в «маминой колыбельной)
«Виды русских народных песен» - (колыбельные, трудовые, обрядовые, солдатские).
«Сравнительные характеристики музыкальных инструментов» (общие и различные признаки)
«Я помню вальса звук прелестный» слушали:
- танцевальные: Штраус, Шопен№ 7 до минор:
- инструментальные: вальсы Глинки, Чайковского, Щостаковича «Вальс-шутка»
- вокальные: «Майский вальс», «Севастопольский вальс», Розенбаум-
«Весна 45»
Выкладывание мозаики под музыку А. Вивальди «Времена года», «Под звуки музыки»
Провели комплексное занятие «Музыка и куклотерапия» -(показ спектакля «Три поросенка», «Курочка ряба», «Репка» с использованием звукозаписи.
- разгадывание музыкальных красвордов и шарад (простые названия).
Занятие на тему: «Музыкальность и живопись»
Предварительная работа:
Смотрели репродукции пейзажей – Ф. Васильева «Березовая роща к вечеру», Эжжен Дюкер «Берег моря», Айвазовского «Лунная ночь» и под музыку Грига «Утро», Чайковского» Времена года»- «Октябрь» - рисовали свои впечатления:
И вот музыкальность этих произведений дети отобразили в гармонии красок, где каждая отображает собственную гармонию только этой картины и только этого эмоционального состояния детей.
Очень часто на своих занятиях я использую метод цветотерапии. Использование атрибутов определенного цвета. Например, в танцевальных композициях, в музыкально ритмических движениях я предлагаю использовать ленточки, платочки, косынки зеленого, красного и желтого цветов т. к. они способствуют созданию хорошего настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм ребенка.
На занятиях музыкотерапии я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями. Хочу отметить, что даже самые малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности детей (сочинение музыкальных историй) – позволяют фантазировать: «крадущаяся кошка», «порхающая бабочка».
При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или наоборот активации эмоциональной сферы ребенка используется музыка для релаксации. У нас есть много материала для прослушивания (диски с записями – звуки моря, леса, грозы, домашних животных, инструментальная и классическая музыка).
Эти упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления в конце занятия.
При целенаправленном систематическом проведении занятий с элементами музыкотерапии можно моделировать эмоции, сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение, активизировать речь, расширить знания об окружающем мире и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.
Ведь музыка –это лекарство, которое лечит. и от взрослых зависит на сколько здоровыми будут наши дети.
Использованная литература:
Брусиловский Л. С. музыкотерапия : руководство по психотерапии. - Ташкент, 1985.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. -М. ,2000.
Бочкарев Л. П. психология музыкальной деятельности. – М. : Ин-т психология, 1997.
Шанских. Г. «Музыка как метод коррекционной работы» - 2003г.
Музыкальные диски «Малыш и классика»