Ирина Шпак
Музыкальное занятие с детьми 6–7 лет «Летние радости»
▼ Скачать + Заказать документы
1. И. Штраус. «Полька-пиццикато».
2. Л. Вахрушева «Лето, ты какого цвета?»
3. А. С. Косенко «Дождик».
4. Фонограмма с записями голосов птиц.
5. «Песенка про чибиса» слова М. Иорданского, музыка А. Пришельца
6. «Сеяли девушки» русская народная песня к игре «Плетень»
7. Н. Римский-Корсаков. «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»
8. Е. Крылатов «Песенка о лете» из мультфильма «Дед Мороз и лето»
9. М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
Литературные источники
Публикация «Музыкальное занятие с детьми 6–7 лет „Летние радости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
1. В. Бианки. «Кто чем поёт?»
Оформление зала и оборудование
Зал оформляется соответственно летней тематике.
1. Столик для музыкальных инструментов и реквизита.
2. Клубочки четырёх цветов: белый, зелёный, красный, жёлтый.
3. Блюдечко для клубочка.
4. Детские музыкальные инструменты: маракасы, погремушки, металлофон, треугольник, румба, музыкальный молоточек, дудочки, свирельки, свистульки, барабан.
5. Репродукция с картины В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Под весёлую музыку (И. Штраус «Полька-пиццикато») дети входят в зал.
Ведущий. И вновь мы в музыкальной гостиной и продолжаем разговор о чудесах времён года. Сегодня мы будем говорить о летних радостях. А какое оно, лето? Как оно выглядит? Как мы его слышим? Как оно пахнет?
Ведущий проводит беседу с детьми. Дети читают стихи о лете (любые, по выбору педагога).
Будто солнцу улыбаясь,
На соломке молодой
Дремлет, медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.
В. Жуковский
Дети исполняют песню Л. Вахрушевой «Лето, ты какого цвета?»
Ведущий. Вот наши волшебные клубочки. Какой мы выбираем сегодня?
Дети выбирают красный клубочек.
Ведущий. Сейчас я покатаю его по волшебному блюдечку, и мы услышим музыку долгожданного лета.
Ведущий катает клубочек, звучит волшебная музыка.
Ведущий. Глядя на этот клубочек, я вспомнила, что в народе всегда говорят: лето красное, потому что хорошо летом, тепло и даже жарко. Если осенью мы прячемся от скучного холодного дождя, то летом все радуются весёлым капелькам. Я знаю, что вы любите сочинять свои рассказы о явлениях природы и озвучивать их с помощью музыкальных инструментов. И сейчас я предлагаю вам рассказать о летнем дождике.
Подул сильный тёплый ветер. маракас, погремушки
Пригнал большие белые облака,
и из них вдруг закапали металлофон
сверкающие капельки.
Сначала они падали робко, медленно
потом всё быстрее и быстрее темп ускоряется
Их становилось всё больше.
Они шумели в ветках деревьев, хлопки по коленям, в
по крыше, подоконникам. ладоши, по столу и др.
. и всё вокруг наполнилось tutti на инструментах,
звуками летнего ливня! хлопками
Ведущий. По-моему, замечательно у нас получилось! А вот и зазвучала песенка летнего дождика.
Исполняется пьеса А. С. Косенко «Дождик»
Ведущий. Кто хочет нам подыграть на музыкальных инструментах?
Дети берут музыкальные инструменты: треугольник, маракас, румбу.
Ведущий. Что ж, пусть зазвучит песенка про весёлый дождик в сопровождении наших музыкантов.
Дети исполняют песню, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах.
Ведущий. После дождика выглянуло солнышко.
Вышли ребята поиграть в весёлую игру «Плетень»
Проводится подвижная игра «Плетень» под русскую народную музыку.
Но летом дождик не всегда бывает таким радостным и тёплым. Иногда набегают большие тёмные тучи, гремит гром, сверкают молнии. Ух, и
страшно становится, особенно тем, кого непогода застигла в лесу или в поле! Так и случилось с детьми, которые изображены на картине В. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Что вы видите на картине?
Ведущий беседует с детьми о сюжете картины, предлагает придумать и озвучить на детских музыкальных инструментах рассказ по картине.
Однажды Машенька взяла своего
братика Ванечку погулять. музыкальный молоточек
Пошли они через поле в лесок.
Стали они собирать ягоды, грибы,
аукаться, птичек слушать. дудочки, свирельки, свистульки
Не заметила Машенька, как погремушки
набежали тучи.
потемнело кругом, загремел гром. барабан
Посмотрела девочка на небо —
и ахнула. Взяла она Ванечку за музыкальный молоточек
ручку и побежала.
Маленький Ванечка скоро устал, румба
заплакал…
А тучи всё темнее,
гром всё громче. усиление звучания барабана
Тогда схватила сестричка музыкальный молоточек
братика, посадила себе на плечи.
. и припустилась со всех ног ускорение темпа
по полю…
Сверкали молнии, шумел ветер, маракас, барабан
гремел гром…
Упали первые капли дождя, румба
было страшно.
Но Машенька не бросила
малыша, добежала до деревни.
И когда начался ливень. tremolo на треугольнике
. брат и сестричка были уже дома. Glissando на металлофоне
Ведущий. У нас получилась целая история, и позже вы нарисуете к ней свои собственные иллюстрации. Но что это за звуки? (Прислушивается.)
Звучит фонограмма с записями голосов птиц.
Ведущий (на фоне звучащей фонограммы). Гроза затихла, выглянуло солнышко, и запели птицы. Давайте закроем глаза и представим себя в летнем лесу.
Я смотрю, вы заслушались этими звуками! Вот так же любили слушать пение
птиц и писатели, и композиторы, и художники. И все они по- разному передавали свои впечатления: и словами, и звуками, и красками. А детский писатель Виталий Валентинович Бианки сочинил о звуках леса сказку, называется она «Кто чем поёт?». Сейчас я прочитаю вам отрывок из этой сказки.
Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы, насекомые родились на
свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все
любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушай,
чем и как поют безголосые.
Лягушки на озере начали ещё с ночи.
Надули пузыри за ушами. Высунули головы из воды, рты приоткрыли.
«Ква-а-а-а-а.» — одним духом пошёл из них воздух.
Услыхал их Аист из деревни.
Обрадовался:
— Целый хор! Будет мне чем поживиться!
И полетел на озеро завтракать.
Прилетел и сел на берегу. Сел и думает:
«Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».
Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую:
то тише, то громче, то реже, то чаще — трещотка трещит деревянная, да и только!
Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.
Ведущий. Интересно? А хотите, попробуем воспроизвести услышанные писателем звуки? Подумайте, с помощью каких музыкальных инструментов это можно сделать?
Дети подбирают музыкальные инструменты к фрагменту рассказа.
Рассказ читается ещё раз уже с музыкальным сопровождением. Ведущий отмечает, как точно дети озвучили рассказ.
Ведущий. Сейчас я сыграю вступление к знакомой вам песне, а вы скажете, про какую лесную птичку мы будем петь.
Звучит вступление к песне «Песенка про чибиса» слова М. Иорданского, музыка А. Пришельца, дети отвечают на вопрос ведущего, исполняется песня.
Ведущий. А какие ещё композиторы создали образы птиц?
Дети отвечают.
Ведущий. Я рада, что вы вспомнили и Петра Ильича Чайковского, его пьесу «Жаворонок», которую мы слушали раньше. Назвали и Николая Александровича Римского-Корсакова — в опере «Сказка о царе Салтане.» он передал красоту сказочной царевны Лебедь, а в опере «Снегурочка» красочно описал песни и пляски птиц.
Дети слушают соответствующий фрагмент из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
Ведущий. О чём рассказала нам музыка? Какое настроение она передаёт?
Дети отвечают.
Ведущий. А вы любите наблюдать за птичками? Что они обычно делают?
Дети отвечают: летают, ловят насекомых, клюют зёрнышки, вьют гнёзда, кормят птенчиков.
Ведущий. Птицы, как и цветы, и деревья, — украшение нашей земли. Они дарят столько радости, помогают людям, и относиться к ним нужно очень бережно, кормить, оберегать. Кто хочет прочитать стихи о птицах?
Дети по очереди читают стихи о птицах.
Шёл я птичку ловить,
А она мне: «Тивить!»
Птичка хотела со мной говорить!
Я удивился,
Просил повторить.
«Тивить! — повторила она. —
Титивить!»
И стал я каждое слово ловить,
И стал я с птичьего переводить.
Птичка просила ловить погодить!
«Тивить» — не ловить,
«Тивить» — не губить.
Э. Мошковская
Ведущий. А сейчас я предлагаю исполнить танцевальный этюд «Песенка о лете», музыка Евгения Крылатова из мультика «Дед Мороз и лето».
Дети исполняют этюд из программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»
«Песенка о лете»
Ведущий. Заканчивается наш день в летнем лесу, приходит кудесница-ночь, зажигает звёзды, приглашает подружку луну похозяйничать, украсить сказочным серебром деревья и кусты. Но короткая ночь быстро проходит, и вот уже забрезжил волшебный рассвет. Я приготовила вам музыкальный подарок — новую музыкальную зарисовку, в которой описываются все эти чудеса.
Дети слушают «Рассвет на Москве-реке», М. Мусоргского.
Ведущий. Красивая музыка, правда, ребята? А сколько всего, оказывается, можно увидеть и услышать в предрассветном тумане тёплой летней ночи! Хотите послушать ещё раз?
Дети слушают песню ещё раз, делятся своими впечатлениями.
Ведущий. Но красота, которая нас окружает, всегда с нами, и тот, кто хочет слышать и видеть, может каждый день открывать всё новые чудеса вокруг себя, наполняться светом, радостью и дарить их всему миру.