Кошелева Анастасия
Музыкальное занятие по ознакомлению детей среднего возраста с ладами мажор и минор «Два синьора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – познакомить детей с понятием «Лад». Научить детей различать мажорный лад и минорный лад.
Задачи:
1. Научить детей различать лады при помощи картинок солнышко и тучка с дождиком, веселое и грустное лицо, день и ночь и т. д.
2. Познакомить с определением.
3. С помощью интервалов 3м и 3б научится слышать разницу ладов.
Ход занятия.
Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мажор и минор
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Муз. рук приветствует детей и называет тему занятия. Перед детьми стоит мольберт, на котором изображены две картинки: солнышко и тучка с дождиком.
Спрашиваем детей :
- что мы видим на картинках?
- чем они отличаются друг от друга?
- как эти картинки влияют на наше настроение?
- что мы любим больше?
Муз. рук: Дело в том, что у музыки тоже бывает настроение, только это настроение называется Лад. Лад бывает грустный и веселый. У лада есть два сына, которые влияют на настроение музыки. Знакомьтесь, это синьор Мажор (картинка с веселым лицом, он очень веселый, светлый и улыбчивый. Это синьор Минор (картинка с грустным лицом, он грустный, темный и плакучий. Когда музыка находится во власти синьора Мажора – мы слышим радость, веселье, нам хочется танцевать, а когда музыка находится во власти синьора Минора – нам становится грустно.
Слушание музыки. Предлагается детям прослушать два музыкальных произведения, где четко прослушивается лад: П. И. Чайковский «Новая кукла» и «Болезнь куклы». После прослушивания анализируем оба музыкальных произведения.
Песенное творчество. С помощью фраз «Светит солнышко» в 3б и «Ночка темная» в 3м пробуем петь двумя ладами и сравниваем их, определяя, где чья власть.
Музыкально-ритмические движения. Для ощущения и понятия лада в движении : под подвижную мажорную мелодию выполняются подскоки или прыжки вокруг себя, кружение в парах с подскоками. Под медленную минорную мелодию дети выполняют упражнение «Деревце», медленно кружатся вокруг себя. В дальнейшем предложить детям самостоятельно определить лад.
Игра на детских музыкальных инструментах. С помощью металлофонов находим синьора Мажора «Светит солнышко» (одновременно ударяем до и ми, так же находим синьора Минора «Ночка темная» (одновременно ударяя ре и фа, ми и соль).
Музыкально-дидактическая игра. Для закрепления темы ребятам предлагается игра «День и ночь». Во время проигрывания мажорной мелодии ребята свободно двигаются по залу, выполняя подскоки, хлопки и т. д. Как только музыка меняется на минорную, дети засыпают или замирают на месте. Для помощи детей можно использовать картинки солнышка и луны или тучки с дождем.
Итог занятия. Муз. рук. Ребята с какими словами мы сегодня познакомились? (Лад, Мажор и Минор). если музыка звучит грустная, это какой синьор в ней поселился? Если хочется танцевать и прыгать, какой синьор живет в музыке? А помните, как зовут папу этих синьоров?
При планировании данного занятия было учтено то, что дети были знакомы с инструментом металлофон, знали название и порядок нот на нем. Учтены были особенности некоторых детей, которые владеют хорошим словарным запасом, что помогает при анализе музыкальных произведений.
Предварительная работа с детьми не проводится, так как само занятие включает в себя ознакомление с темой (учебно-тематический план, конец апреля).
В ходе занятия ставятся задачи :
1. Научится различать лады
2. Познакомить с определением лад.
Считаю, что структура данного занятия выбрана рациональна, каждые его этапы связаны между собой. Этап занятия «Пение», мною был выпущен намеренно, так как в данной теме разучивание песен не планировалось.
Занятие состоит из четырех этапов, что позволяет глубоко изучить данную тему. Дети слушают рассказ, слушают музыку, смотрят картинки, самостоятельно подбирают движения, поют музыкальные фразы в мажоре и миноре, играют на музыкальных инструментах эти лады, играют в музыкально-дидактическую игру, где главным элементом является слушание и понимание звучаний лада, и знакомятся с новыми словами.
Дети, которые быстрее усваивают новый материал, помогают детям, которые затрудняются в подборе движений в танцах, в играх или в игре на музыкальных инструментах.
В занятии используются игры, картинки, импровизация в движениях, что очень интересно детям. При помощи этих приемов и методов, удастся реализовать поставленные задачи, а если не совсем получится, то отдельные этапы можно включить в последующие занятия.