Татьяна Баженова
Музыкальное занятие для старших дошкольников «В осеннем лесу»
Музыкальное занятие. «В осеннем лесу».
Задачи:
1. Создание мотивации и личностного смысла у детей к предстоящей музыкально-образовательной деятельности.
2. Развитие музыкальных способностей детей :
• развитие дифференцированного восприятия (средств музыкальной выразительности во всех видах музыкальной деятельности);
Публикация «Музыкальное занятие для старших дошкольников „В осеннем лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
• эмоциональной отзывчивости;
• музыкально-сенсорного восприятия;
• музыкальной памяти.
3. Обучение детей (содействие овладению) способам выполнения музыкальной деятельности :
певческих умений:
• пение по ручным знакам 1- 5 ступени;
• звукообразование;
• звуковедение.
музыкально-ритмических умений :
• совершенствование циклического шага (переменный шаг с пятки на носок)
• с новым танцевальным шагом польки;
• способов игры на металлофоне – играть на двух пластинах металлофона интервал кварту в песне «Труба»
4. Формировать потребность к музыкально-творческой деятельности – к певческим и пластическим импровизациям.
Материал:
Музыкальный репертуар :
«Баркарола», «Осенняя песнь», «Вальс», муз. П. Чайковского;
дидактическая игра «Узнай по голосу»;
«Эхо», муз. Е. Тиличеевой;
песня «Лучше нет родного края», муз. В. Кожухина;
песня «О родном городе», муз. Н. Мурычевой;
песня «Разноцветные листья», муз. Е. Гомоновой;
песенное творчество: «Плясовая зайки», «Мишкин марш», муз. Н. Мурычевой;
песенные импровизации при прощании с Месяцем Сентябрем, лесными жителями;
упражнение «Музыкальные тропинки» (р. н. м.);
полька «Олечка», муз. Т. Ломовой;
упражнение «Машины» под р. н. м.
Наглядный:
кукла Осень;
зайка, мишка (мягкие игрушки);
картинки для моделирования песен;
музыкально-сенсорное упражнение «Труба».
Литературный:
стихотворение об осени;
загадки.
Ход занятия
Дети входят в зал. Музыкальный руководитель спрашивает детей, почему они такие озабоченные? Они рассказывают ему свою новость. Взрослые вместе с детьми приходят к выводу, что сейчас на занятии они подготовят свои подарки для концерта именинникам (концерт для именинников – Сентябриков всего детского сада будет проходить в зале).
На занятии дети вспоминают знакомые песни, танцы, игры, которые они смогли бы завтра исполнить для Сентябриков. В итоге выбирают песню «Разноцветные листья» и игру «Здравствуй осень». Повторяют ранее освоенный хоровод «Каравай»
С окончанием музыки музыкальный руководитель обращает внимание на красивый пейзаж (уголок зала оформлен осенними листьями).
Воспитатель читает стихотворение:
«Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес, багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу»
Воспитатель просит детей взять по два осенних листочка (такого цвета, какой им нравится) и предлагает детям потанцевать с ними, изменяя движения, придумывая новые в соответствии со сменой частей музыки и ее изобразительными особенностями.
В беседе с детьми уточняет, как называется музыка, под которую танцуют листочки, что в «Вальсе» 3 части, что особенности звучания музыки надо внимательно слушать и стараться передавать их в своих движениях. По окончании танца детям предлагают занять красивую позу (каждый позирует по-своему).
Комментарий. Задание на восстановление умения двигаться в соответствии с динамическими рисунками.
Звучит «Вальс» П. Чайковского, дети танцуют.
С окончанием танца в лесу появляется Осень, здоровается с детьми песенкой, предлагает детям послушать эхо.
Комментарий. Задание на развитие динамического слуха (тихо, умеренно громко, громко).
Музыкальный руководитель обращает внимание на артикуляцию, звукообразование предлагает детям спеть слово «Ау» (упражнение «Эхо») индивидуально, подгруппами; просит детей спеть громко, а Осень – тихо.
Комментарий. Задание на развитие звуковысотного слуха; навыков пения по руке «нотный стан».
Затем воспитатель проводит игру «Труба», предлагая тем, кто научился играть два звука на металлофоне, сыграть их в конце фразы.
Осень спрашивает детей, нравится им осенний лес, город осенью.
Музыкальный руководитель предлагает детям послушать песню «Лучше нет родного края» и спеть ее.
«О родном городе» (муз. Н. Мурычевой). В беседе с детьми уточняется содержание 1 куплета, припева, особенности мелодии песни.
Комментарий. Задание на развитие умения выражать свои музыкальные впечатления.
Дети настраиваются на первый звук песни, исполняют 1 куплет и припев песни, затем проходит подпевание 2 куплета. В заключении исполняется вся песня.
Также дети осваивают песню «Лучше нет родного края».
Комментарий. Задание на развитие умения двигаться в соответствии с характером и строением музыки.
Очень просит детей спеть осеннюю песенку о ней.
Музыкальный руководитель предлагает детям смоделировать содержание песни «Разноцветные листья» (картинками – карточками с условно-образными рисунками) и ее строение (геометрическим фигурами разных цветов).
Комментарий. Задание на выявление развития умений детей моделировать содержание и форму песни, используя условно-образные и условно-схематические изображения.
Дети исполняют пеню «цепочкой». Осень хвалит ребят, просит отгадать загадки про ее лесных друзей (загадки).
Рядом с Осенью появляются Зайка и Мишка (мягкие игрушки). Музыкальный руководитель предлагает детям спросить (спеть) где он был?
Песенное творчество «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребкова.
Осень хвалит детей, что они так нежно спели песню, как настоящие артисты, затем предлагает отыскать в лесу танцевальную полянку (там любит плясать Зайка).
Комментарий. Задание на выявление интереса и потребности к творческой деятельности.
Упражнение «Танцевальные тропинки» (р. н. м.).
На тихую музыку – дети идут русским переменным шагом (по музыкальным тропинкам).
Не очень громкую музыку – исполняют шаг польки.
На громкую – строят круг (танцевальная полянка) в середине зала, взявшись за руки, двигаются русским хороводным шагом.
Комментарий. Задание на закрепление представления о видах танца (хоровод, танец, пляска).
Музыкальный руководитель обращает внимание на исходное положение ног «Елочкой» и осанку детей. Осень приглашает детей почаще бывать на полянке. Дети под пение музыкального руководителя закрепляют первые движения танца, затем разучивают 2-е и 3-е движение. Осень предлагает детям еще потанцевать.
«Свободная пляска» (под р. н. м.).
Комментарий. Побуждать к поискам выразительности в русских народных движениях.
Осень хвалит детей, и приглашает поиграть в игру «Узнай по голосу».
Комментарий. Задание на развитие тембрового восприятия (певческих интонаций).
Музыкальный руководитель обращает внимание на солнышко (в осеннем уголке зала). Все рассматривают его, замечают прикрепленный кленовый листочек. Там оказались письмо от Сентября и приглашает на именины – сентябрины.
Дети прощаются с Осенью и Зайкой песенками, которые сочинили сами (индивидуальное исполнение).
Под музыку возвращаются в детский сад, в группу.
Музыкальный руководитель предлагает поделиться впечатлениями о поездке в лес с родителями и напоминает, что завтра именины у Сентябриков.