Дарья Борисенко
Музыкальное занятие для среднего дошкольного возраста «Русская ложка, поиграй немножко»
▼ Скачать
Тема: «Русская ложка, поиграй немножко!»
Цель: расширять интерес у детей к народной культуре, приобщать к нравственно- патриотическому воспитанию
Планируемые результаты: устойчивый интерес детей к игре на ложках, овладение приемами игры на ложках («Ладушки», «Плечики», «Тарелочки», положительное отношение к народному творчеству
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с деревянными ложками, активизировать словарь(«ложкарь», «черпак», «баклуша»)
- настроить детей на активную совместную деятельность
Развивающие:
- развивать познавательную деятельность
-развивать чувство ритма
- развивать музыкальный слух
- развивать четкую координацию ритмических движений с
текстом и музыкой.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому народному творчеству, эстетический вкус и чувство прекрасного
Методическое оснащение: цифровое фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, телевизор, музыкальные ложки, деревянные игрушки, деревянные сувениры, деревянная посуда, платок, элементы народного костюма (кушаки, косынки).
«Русская ложка, поиграй немножко»
В зал входят дети с воспитателем.
Встают в круг.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга и гостей, но так как занятие музыкальное, приветствовать мы будем песенкой.
Музыкальное приветствие «Ручки, ручки, просыпайтесь»
М. Р. : Сегодня я хочу вас познакомить с русской народной культурой. Давайте пройдем к столу.
Подойти к столу с экспозицией предметов народного быта, рассмотреть.
М. Р. : Давным-давно люди ходили в другой одежде, не было у них ни телевизоров, ни холодильников, ни магазинов. Многое люди изготавливали своими руками: игрушки, одежду, посуду, и даже музыкальные инструменты. А вы заметили, что мой наряд сегодня необычный? (ответ детей: да, заметили). Это народный костюм. Я предлагаю вам, ребята, тоже стать чуть ближе к народной культуре. Девочкам мы наденем косынки, а мальчикам повяжем кушачки.
Наряжаем с воспитателем детей, воспитателю одеваем платок на плечи
Беру в руки корзинку, накрытую рушником
М. Р: Ребятишки, послушайте загадку.
За обедом суп едят
К вечеру «заговорят».
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких….(дети: ложках)
Убираю рушник
Верно, ребята, это ложки.
Проходите на стульчики, я вам расскажу про ложки.
Презентация о ложках (картинка и словесный рассказ)
М. Р. : Деревянные ложки на Руси делали давным-давно. У богатых людей ложки были серебряными и даже золотыми, а бедные люди кушали кашу деревянными ложками. У каждого члена семьи ложка должна была быть своя. И чтобы не перепутать свою ложку с чужой, на своей ложке делали пометки.
А ложки были очень удобные, легкие и не нагревались от горячей пищи.
Ложки делали из разного дерева : яблони, березы, рябины. Их делали специальные мастера и называли их – ложкари.
Сначала, мастерили заготовки (картинка заготовки)
Такие заготовки называли Баклуши. И ложки были простые, не цветные.
Со временим стали на них рисовать разные рисунки, в основном это были ягодки, листочки, травка. Это означало- здоровье и достаток. Время шло, и на ложки стали наносить уже сложные узоры:
(картинка расписных ложек). В наше время деревянные ложки не только красивый сувенир, но их можно использовать как музыкальный инструмент. Дело в том, что при ударе одной ложкой о другую издается удивительный звук (показ звучания ложек).
Многим музыкантам очень понравился этот звук, и они стали использовать его в своем музыкальном творчестве.
А теперь, ребята, давайте послушаем и посмотрим, как можно научиться играть на ложках.
Видео игры на ложках
Вспомните, какую мы с вами песенку учили про ложки.
Песня «Ложки» (сл. и муз. М. Рожковой)
М. Р. : Ребята, а вы бы хотели так же научиться играть на музыкальных ложках? (ответы детей: хотели). Тогда предлагаю начать прямо сейчас.
Раздать с воспитателем ложки.
М. Р. : Для начала узнаем, из каких частей состоит ложка. Вот ручка, за нее держат ложку. В старину эту часть называли «держало». А вот и выпуклая часть ложки, которой стучат, она называется «спинка», «пузико». А впалая часть называется «черпачок». Отсюда и пошло слово: черпать (воду, суп). Давайте правильно возьмем в руки ложки. Берем ложки крепко за черенок, а спинками поворачиваем друг к другу. Мы будем выполнять интересные упражнения.
Первое упражнение называется «Ладушки». Оно очень простое.
Поем народную песенку «Ладушки» и отстукиваем ритм под музыку.
Ладушки, ладушки.
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.
Молодцы, ребята. А теперь сделаем упражнение «Плечики». Одну ложку держим «пузиком» вверх, вторая ударяет сверху, и так меняем поочередно.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг, скок, Прыг, скок.
Стоп.
Теперь выполняем упражнение «Тарелочки». Вытягиваем ручки вперед, и скользящими движениями отбиваем ритм.
На Руси звалася плошкой,
Изменилася немножко.
Это, право, не безделка,
А зовут ее тарелка.
Показать упражнения «Часики», «Маятник», «Большая лошадка», «Маленькая лошадка».
Эти упражнения мы с вами будем учить на следующем занятии. Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами научились играть на музыкальных ложках. А теперь все полученные знания и умения я предлагаю показать гостям и исполнить для них музыкальный номер «В ложки бей, бей, бей»
Музыкальный номер «В ложки бей» (автор Марина Зорина (Мельник)
Дети в кругу остаются с ложками.
М. Р. : Какая красивая мелодия у вас получилась! Но, к сожалению, нам пора прощаться. Мы с вами сегодня так много всего сделали! Отгадали загадку, полюбовались на выставку старинных предметов, одевались в элементы народного костюма, познакомились с частями ложки, посмотрели, как играют настоящие мастера и попробовали тоже поиграть на ложках. А сейчас моим ложкам пора возвращаться на полочку. Я буду называть вас по имени, а вы принесете свои ложечки мне, и скажете, что вам больше всего понравилось.
Называть каждого ребенка по имени, провести рефлексию. (Ответы детей: понравилось петь, понравилась выставка, понравились ложки и т. д.)
М. Р. : Спасибо, вам, ребята. Будем прощаться.
Музыкальное прощание «Мы и пели и плясали»
Список литературы:
1. Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М. : ЦГО, 1995.
2. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. ФГОС / Л. С. Куприна. - М. : Детство-Пресс, 2020. - 883 c.
3. Сборник «Закружился хоровод-11» [Электронный ресурс] / Рожкова М. В., Фирсова Е. Б. -Электрон. дан. -2022.-Режим доступа: https://vk.com/club153564634