Лилия Кинаш
Музыкально-эстетическое воспитание с использованием традиций русской национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью русской национальной культуры. Это искусство влияет на формирование художественно - эстетических вкусов детей, их духовного облика. Наш детский сад не может оставаться в стороне от народных традиций, русского фольклора, которые складывались веками в народе и передавались подрастающим поколениям.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
На музыкальных занятиях большое внимание уделяется воспитанию детей на народных традициях, обычаях, приметах, на произведениях устного народного творчества. Здесь звучат народные песни, частушки, прибаутки, ведутся разговоры о старине, быте, труде, жизни наших прабабушек и прадедушек. Показываются некоторые предметы быта прошлых лет: старинная утварь, костюмы, вышитые вручную нашими предками.
На занятиях дети знакомятся с народными песнями Воронежского края в исполнении Воронежского хора имени Пятницкого и его первой солистки М. Н. Мордасовой. Её задорный, вечно молодой голос особенно нравится ребятам в песнях «Валенки», «Тимоня», «Я на горку шла», «Семеновна». Дошкольники с удовольствием слушают эти замечательные песни и танцуют под их сопровождение разнохарактерные танцы: яркую, зажигательную «Барыню», шуточные «Валенки» и «Мотаню», водят спокойные, красивые хороводы «Прялица», «Березка». Вся наша работа с детьми направлена на подготовку прекрасных по своей красоте и содержанию праздников на Руси, которые пришли к нам из прошлого. Праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.
Все народные праздники очень тесно связаны с религиозными, что придает им возвышенность, святость, оригинальность и неповторимость. Наша культура, история, православие – основа духовной жизни русского человека, приход каждого времени года на Руси сопровождался определенными песнями, танцами, обрядами - таков был русский обычай. Так осень в России связывали с несколькими датами.
Сентябрь. Семенов день – праздник «Осень, осень, в гости просим!». С этими словами дети бегали по двору и закликали осень. С Семенова дня начиналась короткая долгожданная пора теплого бабьего лета. Поэтому в народе говорили: «Семен лето провожает, бабье лето наводит». К этому дню старались завершить жатву и сев озимых: «В Семен – день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони». В этот день в России отмечали отлет гусей и журавлей. Наши дети очень любят этот праздник и с огромным интересом ждут встречи с красавицей – девицей Осенью, одетой в красивый русский костюм и венок из желтых, багряных листьев. В детском саду проводятся посиделки «В гостях у бабушки Арины», «Праздник урожая» или тематический концерт «Слава хлебу на столе!».
Октябрь. День Покрова Пресвятой Богородицы осмысляется с первым зазимьем. «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». C Покрова крестьяне готовили свои дома к зиме, затыкали пазы в стенах изб мхом, говоря: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». Начинали топить избы как раз в это время. К Покрову завершался выпас скота, и начинались первые осенние торги, ярмарки, игрались свадьбы. Праздник Покрова детский сад встречает «Осенней ярмаркой» или посиделками «Ой, тари, тари, тари, купим Маше янтари!».
Ноябрь. В этом месяце в русском народном календаре выделяется праздник Кузьмы и Демьяна – это святые покровители всех ремесел и домашней птицы. В русском фольклоре эти святые были связаны с кузнечным делом. «Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать», «Не заковать реку без Козьмодемьяна». Этот день на Руси относился к числу девичьих праздников. Девушки собирались на вечеринки, приглашали парней, угощали их ужином, затем начиналось веселье – игры, пляски, хороводы, ухаживания. В детском саду это время отмечается следующими мероприятиями: «Кузьминские вечеринки», «В гостях у Курочки - рябы» или «Куриные именины».
Декабрь. Праздник Нового года, несомненно, самый любимый в народе. По старому народному календарю в конце декабря наши предки готовились к великому празднику Рождеству Христову, к Святкам разучивали колядки, и в это же время наступал Новый год. Но по новому стилю он наступает в конце декабря, до Рождественских вечеров. Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Именно о чистоте душевной и думали наши прадеды, встречая Новолетье. На Руси есть такая примета: «C кем встретишь Новый год – с тем его и проживешь!» Поэтому праздник этот считался семейным. Наши предки дорожили своей семьей, миром между собой. Они говорили: «Деревня велика миром», «У кого в доме мир и благодать, тому с небушка Бог знает что подать». Люди от всей души желали друг другу счастья, любви, добра, почета и богатства. Все эти традиции дошли и до наших дней. Ребята в детском саду с нетерпением ждут этот праздник, готовят вместе с родителями красивые костюмы, разучивают песни, стихи, танцы, поздравления. На Новогоднем карнавале их всегда ждут интересные встречи со сказочными персонажами и, конечно же, с любимым Дедом Морозом и Снегурочкой.
Январь. Сразу же после Новогодних представлений весь коллектив детского сада вместе с детьми готовится к Рождеству Христову. Этот праздник у нас стал уже традиционным и любимым ребятами. Дети надевают русские народные костюмы, разучивают песни-колядки, мастерят из соломы или фольги многолучевую рождественскую звезду, приносят мешочки с зерном из дома, приглашают своих пап и мам. Праздник Рождества Христова проходит в полумраке, при свечах, в спокойной уютной домашней обстановке. Все поздравляют друг друга и желают радости, добра, любви.
Февраль. Следующий русский народный праздник – «Великая Масленица», которая длится, целую неделю, и каждый день имеет свое название и свои традиции. Это один из самых веселых, разгульных праздников русского народа, Масленицу в народе называют честной, широкой. В России было принято в эти дни делать чучело из соломы, наряжать его и водить по улицам. Катание с гор на вениках и рогожах, кулацкие бои, пение озорных частушек, шутки и прибаутки, дразнилки и загадки, настоящие ряженые – все это происходит как на старинном русском празднике и у нас в детском саду. Дети воочию убеждаются в том, что не зря в народе говорят: «Без блинов не все Масленица, без пирогов не именины». Блин – это символ возрождающейся жизни, круглый как солнце. С Масленицы начинается весна. Ее чучело сжигается, зима провожается в дальний путь, а весна вступает в свои владенья. Долго вспоминается этот веселый праздник народными поговорками: «Не житье, а Масленица», «Не все коту Масленица» и т. д. После этого праздника в старину жители всех деревень принимались за подготовку к весеннему севу…
Март. Весна! Какой она будет? Что с собой принесет? На эти вопросы люди находили ответы в старинных приметах: «Март с водой, апрель с травой», «Длинные сосульки – к длинной весне», «Рано затает – долго не растает». После Масленицы в марте происходит вторая встреча весны. В народе этот день называют «Сороки, Сорок Сороков, Сорок мучеников». По народному поверью в этот день прилетает много разных птиц (40 птиц). Исстари на Руси пекут в этот день из хлебного теста жаворонков. Дети на восходе солнца влезали на крыши домов и пели песенки – заклички. Зазывали весну: «Приди, весна, с радостью, с милостью…». Природа под дыханием весеннего ветра менялась не по дням, а по часам. В народе рождались загадки, пословицы о природе. Ребята с удовольствием отгадывают затейливые загадки о природе и вместе с ней радуются приходу весны. Наши дошколята с огромным удовольствием отмечают «Праздник птиц»: разучивают песни, стихи; рисуют, лепят из теста и пластилина, конструируют из бумаги разных птичек, мастерят скворечники для них.
Апрель. В этом месяце в старину отмечался «Праздник праздников», великий день – Пасха. Наш детский сад отмечает этот праздник каждый год. Ребята узнают много нового из библейской литературы о символике яйца, о народном искусстве украшения яиц. Сами расписывают яички и потом дарят их родителям как сувениры, рисуют пасхальные открытки, разучивают пасхальный обычай – хождение волочебников: мальчики и девочки колядуют, а родители одаривают их. Праздник заканчивается народными играми и чаепитием.
Июнь. По народному календарю этот месяц начинается с праздника «Троица», «Праздника русской березки», еще в старину его величали «Семик». Это праздник летнего цветения, свежей зелени, встреча с миром во всей его красе. В этот день воспитатели рассказывают ребятам о том, как Ветхий Завет придал этому празднику особый смысл, о заповедях Господа Бога, о добре и зле, о братской любви. Дети с удовольствием плетут венки, водят на улице хороводы вокруг березок, наряжают березовое деревце в платье и вплетают в его ветки ленточки, поют веселые песни, катаются на качелях и устраивают веселые игры. Словом, провожают весну и встречают красное лето с радостью и любовью!
Июль. В давние времена в этом месяце русские люди отмечали праздник Ивана Купала. Мы, тоже, стараемся рассказывать ребятам по - больше об этом замечательном празднике. Проводим его в виде спортивного развлечения с настоящим морским владыкой – Нептуном, с русалками и разбойниками. Здесь дети играют в мяч, участвуют в разных эстафетах, соревнованиях. Огромное значение уделяется экологическому воспитанию дошкольников: проводятся беседы о целебных свойствах растений, о правильном использовании их. Активно проводится закаливание детей.
Август. Богат этот месяц праздниками. Это Илья – пророк, яблочный и медовый «Спас». Илья – грозный Бог, громовержец, носитель дождя, освободитель родников и подземных вод, приносящий стужу в реку. Не случайно народная мудрость гласит: «До Ильи мужик купается, а после Ильи с рекою прощается», «На Илью до обеда лето, а после обеда – осень», «Илья жатву начинает, а лето кончает». С этого дня в России начиналась жатва и сенокос. В яблочный и медовый Спас все в детском саду угощают друг друга, едят мед с булкой и сочные, спелые яблоки. Все наши рассказы дети слушают очень внимательно, задают свои интересные вопросы – значит, все это им понятно, близко.
Такая система воспитания народной педагогикой, на мой взгляд, необходима. Ребенок начинает осваивать народные традиции с малого возраста, и это делает нашу работу с детьми более насыщенной, интересной. Изучение истории родного края, обрядов и обычаев, творческого наследия русского народа воспитывает у детей уважение к прошлому, гордость за свою Родину.
Список литературы
1. Баранова О. Г., Зилина Т. А. «Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря». Иллюстрированная энциклопедия. - Санкт – Петербург: «Искусство – СПБ», 2001г.
2. Забыдин М., «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»,- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996г.
3. Науменко Г. М., «Фольклорный праздник в детском саду и в школе». Пособие по экологическому образованию дошкольников по программе «Наш дом – природа». – Москва: изд. «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г.