журавлева наталья
Музыкально-творческие дети. Развитие музыкальных способностей дошкольников во всех видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ ЦРР-детский сад №68
Красносельский райн СПб «Росток»
Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, т. к. они определяли прогресс человечества. Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребенка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы». Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Публикация «Музыкально-творческие дети, Развитие музыкальных способностей дошкольников во всех видах музыкальной деятельности» размещена в разделах
Каковы же задачи развития творчества детей?
1. Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, танце
2. Способствовать общему развитию дошкольников
3. Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания
4. Привлекать детей к исполнительской деятельности в ДОУ и на городских концертных площадках
5 .Учить детей творчеству в различных видах музыкальной деятельности
Цели
(1 создать условия развития личности ребенка)
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов.
(2. Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка)
В импровизациях ребенок эмоционально применяет все то, что усвоил в процессе обучения
(3. Развивать мотивации личности к познанию и творчеству)
Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.
Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.
Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлением детей, приобретает развивающий характер.
Но для того, что бы творчество ребенка было более продолжительным необходимо учитывать следующие моменты:
1. Деятельность должна вызывать положительные эмоции, ребята должны получать удовольствие от своей деятельности
Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность
2. Деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности.
3. Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей по качеству, по решению проблем, но является важным для самого ребенка.
Развитие музыкально-творческих способностей подразумевает :
Музыкальность – это сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.
Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков музыкальной деятельности это :
1. ладовое чувство
2. музыкально-слуховые представления
3. чувство ритма
(Творческие способности)
Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя. Придумывая, изображая. Ребенок берется за любые темы.
Индивидуальные способности проявляются у детей по-разному
у одних –хорошая музыкальная память, у других отзывчивость на музыку, у третьих. – наличие абсолютного слуха, у четвертых. -неразвитый слух, но с глубоким интересом к музыке
Каковы показатели успешного музыкального творчества?
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность, оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Первый показатель муз творчества- это проявление новых элементов при создании простейших форм песенного, инструментального, танцевального и игрового творчества
Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. Именно музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт.
От того, какая музыка окружает ребенка, зависят становление музыкального вкуса, его кругозор, интерес к музыкальной деятельности. А потому музыкальные произведения должны отвечать определенным требованиям.
Художественность предполагает отбор муз. произведений- образцов музыкальной классики и современности.
Доступность - произведения должны быть понятны детям, форма произведения должна быть простой, музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка.
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта детей играет музыка. Ведь музыка – это и есть собственно эмоция, и сам процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд. В процессе и после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимической, пантомимической импровизации, сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового.
Участие в исполнении музыкальных произведений - пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры- является естественным природе ребенка способом общения с музыкой. Его музыкальное развитие связано с целостным овладением как специальных, так и общих исполнительских умений.
Общие исполнительские умения
-Эмоциональное восприятие музыкального образа
-понимание музыкального образа
-создание музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности
Специальные исполнительские умения
-Певческие
-танцевально-ритмические
-инструментальные
Успешность в решении этих задач зависит от согласованных действий воспитателя, который обеспечивает условия становления общих исполнительских умений
и музыкального руководителя, чья деятельность связана с формированием специальных умений: пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах
В песенном творчестве успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умение выражать в пении определенные чувства, настроения, умение петь чисто и выразительно. Хоровое пение объединеняет детей. Создает условия для их эмоционального музыкального общения. А. Ветлугина определяет песенное творчество как первоначальную ступень в развитии творческой деятельности, что ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя,а для окружающих его людей – новое о себе.
Детское танцевальное творчество можно разделить на исполнительское и композиционное- Такое разделение использует педагог Е. Горшкова, детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально- пластических, танцевальных образов. Детское композиционное творчество в танце - это создание новых танцевальных образов, которые являются более или менее завершенными танцевальными композициями. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам, дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях. Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на музыку. Придумывая движения под музыку ребенок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным прежде всего себе.
Этому помогают специальные упражнения, этюды, игры-превращения, инсценировки. Стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру образам песни, движения под музыку также естественны для детей, как и пение.
Творчество в танце у детей проявляется в :
-Умении комбинировать знакомые элементы танца
-Создавать новые движения
-Придумывать собственный танец
Овладение элементарными навыками игры на инструментах обеспечивает успешное инструментальное творчество. Дети стремятся к самостоятельному музицированию, к выполнению творческих заданий. Игра на детских инструментах- еще один вид детской исполнительской деятельности., который привлекает дошкольника. В исполнительстве процесс творчества возможен только при условии, если в деятельности ребенка интегрируются как общие так и специальные исполнительские умения. Ребенок активно стремится перейти к исполнению услышанного. С удовольствием выполняет творческие задания: придумать и доиграть конец песенки, продумывает какими наиболее яркими чертами показать музыкальные образы. В подготовительной группе можно приступать к таким заданиям, как подбор по слуху,используя методику Трубниковой. Условием детского музыкального творчества-является накопление опыта исполнительства, выразительности и мастерства. Выступления на концертных площадках закаляют волю детей, совершенствуют приобретенные ранее навыки. Выступления на концертных площадках, значительно поднимает художественный и эстетический уровень выступления детей, их артистизм. Качество исполнительских умений и навыков, оригинальность в воплощении творческого замысла. Призовые места в номинациях свидетельствуют об уровне работы по художественно-эстетическому воспитанию детей. Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.