Ирина Муравьева
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО
Инклюзивное образование в детском саду
в условиях ФГОС
Муравьева Ирина Геннадьевна
Музыкальный руководитель ГБОУ СОШ
«ОЦ «Южный город» СП «Детский сад «Лукоморье»
Россия, Самарская область
В статье представлена система музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя в условиях ДОО, раскрывающая виды здоровье-сберегающих технологий: речевые и пальчиковые игры, ритмические упражнения, игровой массаж, логоритмические упражнения.
Публикация «Музыкально-оздоровительная работа в ДОО» размещена в разделах
В условиях Федерального Государственного образовательного стандарта образовательный процесс детского сада предусматривает уход и заботу, обучение жизненно важным навыкам. Воспитание личностных качеств и развитие способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ограниченными — возможностями- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана. В данной статье речь пойдет о детях с нарушением речи.
Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду и оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонение в развитии. Это самая приятная и доступная форма общения взрослого и ребенка. Главными целями музыкального образования с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии являются:
- игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, -развитие природной музыкальности,
-развитие способности к творческому самовыражению как условие радостного бытия детей и их дальнейшей успешной самореализации в жизни.
Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных, а также сохранению и укреплению здоровья, профилактики и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.
Я, как и многие музыкальные руководители, стремлюсь найти свой путь в вопросах музыкального воспитания детей с ОВЗ. В настоящее время работаю по концепции К. Орфа. Девизом музыкального развития по системе К. Орфа может служить афоризм И. Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Данная методика предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку, развивая его природные способности, способствует развитию свободной личности, раскрепощенности ребенка, развитию его внимания, мышления, памяти, ритмического и музыкального слуха. Каждое занятие с детьми ОВЗ проводится в игровой форме и имеет сквозное развитие (все виды деятельности связаны между собой). Ставлю своей целью научить ребенка действовать нестандартно, отношусь к нему, как к человеку, который умеет творить.
Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы в соответствии с:
-современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования у детей деятельных способностей;
-новым федеральным государственным стандартам дошкольного образования.
В большей мере я реализую следующие принципы:
Принцип психологической комфортности. Ребенок на занятии будет чувствовать себя комфортно, если предлагаемые ему задания будут соответствовать его способностям (снимает с себя зажим- дискомфорт, осознает себя как нечто важное, к нему обращаются индивидуально, происходит самоутверждение личности, что способствует разностороннему развитию).
Принцип деятельности. На каждый вид деятельности подбираются такие задания, которые заставляют детей все время действовать творчески, фантазировать, проявлять свою индивидуальность. Импровизация имеет место во всех видах деятельности- песенной, танцевальной, инструментальной, ритмической.
Принцип интеграции (Социально-коммуникативное развитие) реализуется на всех занятиях. Это коммуникативные игры, танцы, игра на музыкальных инструментах. Широко используются стихи поэтов, соответствующие содержанию и настроению музыкальных произведений. Дети узнают о композиторах, странах, явлениях природы, знакомятся с произведениями живописи, сами делают рисунки к прослушанным произведениям. Музыка, движения, слово – главные составляющие интеграции.
Каждое занятие начинается с коммуникативной двигательной игры, позволяющей с первых минут создать атмосферу доброжелательности, раскованности, включить детей в игровое общение. Примером коммуникации служит приветствие. Это может быть приветствие в движении, когда дети двигаются под музыку, а на паузах приветствуют друг друга кто как хочет: прикоснуться носиками, помахать рукой, похлопать по плечу, обняться и т. д. Дети сразу же чувствуют раскованность, комфорт, у них возникает желание к деятельности.
Один из основных видов музыкальной деятельности- восприятие музыкальных произведений. Музыкальный материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей. Практикуется активное слушание. К любому музыкальному произведению вместе с детьми придумывается сюжет. Дети с большим удовольствием выполняют соответствующие движения под музыку («летают» как снежинки, двигаются грациозно, как феи, «летят» на ковре- самолете, изображают руками пламя огня, рисуют воображаемой кисточкой и т. д. Дети очень любят слушать музыку в оркестровом исполнении. Так, например, знакомство с тембрами музыкальных инструментов происходит благодаря прослушиванию музыкальной сказки «Петя и волк». Часто предлагается придумать название к прослушанному произведению, подобрать к нему свой аккомпанемент.
Одно из ведущих мест в музыкальном воспитании ребенка отводится пению и песенному творчеству. Пение возникает из слова, поэтому первейшая роль отводится слову. Речевые упражнения (стихи, потешки) интересная и полезная форма работы. Дети усваивают ритмический рисунок, читают текст с различной интонацией, соответствующей характеру текста, импровизируют мелодию, подбирают к тексту музыкальные инструменты. Каждая песня инсценируется, обыгрывается, сопровождается звучащими жестами или музыкальными инструментами. Детям доставляет удовольствие самим придумать движения, где каждый ребенок может проявить себя в творчестве, почувствовать свой успех. Человеческий голос- это главный музыкальный инструмент, поэтому часто детям предлагается петь без музыкального сопровождения. Особенно это касается русских народных песен- протяжных, мелодичных.
Импровизация- важный компонент в песенном творчестве, в работе используются музыкальные диалоги (вопрос- ответ). Дети с радостью сочиняют мелодию к стихам, патешкам придумывают к песням ритмическое или инструментальное сопровождение.
В таком виде деятельности как музыка и движение, используются новые формы работы. Поощряется инициатива детей. В зависимости от возраста, предлагаются задания по созданию музыкально- игровых образов. Задания этого вида деятельности часто требуют использование фонограммы с записью высокохудожественных образцов народной, классической, современной музыки.
На музыкальных занятиях имеют место такие важные виды деятельности как: театр образов, пальчиковые игры, народные игры, элементарное музицирование. Так, например, пальчиковые игры способствуют развитию у детей ритмического слуха, эмоционального восприятия текста. Стимулируются нервные окончания, а отсюда развивается речь, умственные способности. Такой вид деятельности, как театр образов помогает развить артистические способности, проявлять фантазию, изобретательность, оригинальность. В процессе творческого элементарного музицирования интенсивно развивается как весь комплекс музыкальных способностей, так и общие способности: память, внимание, мышление; формируются стойкие музыкальные потребности и интересы, коммуникативные навыки, стремление к самовыражению, и творчеству; в процессе приобретения умений и навыков игры на музыкальных инструментах развивается мелкая моторика пальцев рук, активизируется деятельность коры головного мозга.
В связи с особыми потребностями детей с нарушением речи, музыка для них является особым средством развития эмоционально- волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, ритмический слух, развитие речи, музыкальное творчество, восприятие музыки, движения, импровизация, индивидуальный подход, самовыражение, коммуникативные навыки.
Литература:
Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб. ; 1999 г.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: метод. посособие / М. Ю. Картушина. – М. : Сфера, 2004 г.
Тютюнникова Т. Э. Речевые игры / Т. Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 9. – С. 115-119