ляйсан аглямова
Музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкальной одаренности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых интересных и многогранных явлений жизни является одаренность. «Загадка» одаренности волнует мыслителей уже на протяжении многих веков, интерес к ней очень высок. Вопросы ее диагностики и развития устойчиво занимают одно из главных мест в психолого-педагогических исследованиях.
Этот факт в большей мере обусловлен общественными потребностями. Социальный заказ на активизацию педагогических усилий по выявлению и развитию юных дарований представлен во всех основных документах в сфере образования последнего десятилетия.
Публикация «Музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В отечественной психологии и педагогике проблема детской одаренности создавалась как психология способностей [2, с. 6]. В изучение одаренности особый вклад внесли отечественные ученные, такие как: Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и другие.
Многие ученые утверждают, что на развитие личности ребенка в большей мере оказывает именно художественно-эстетическая деятельность, которая всецело может расширять рамки личного жизненного опыта, является повествователем прошлого, настоящего и будущего мировой и национальной истории человеческого быта, культуры и при этом формирует интересы человека, духовно обогащает и воспитывает его [4].
По мнению психологов и педагогов, музыкальное искусство активно формирует личность, учит ощущать, воспринимать и понимать прекрасное, различать плохое и хорошее, творчески, самостоятельно действовать. Музыка является средством активизации умственных способностей человека, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности и сообразительности [1].
На сегодняшний день дошкольному музыкальному образованию предъявляются новые требования, такие как: создание условий, предоставления шанса каждому ребенку для выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой; творческое развитие его природной музыкальности; развитие первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений; формирование внутреннего мира [6, с. 3].
Музыкальная одаренность в детском возрасте находит себя, прежде всего выдающимися музыкальными способностями. Исходя из этого, остановим свое внимание на трех музыкальных способностях детей дошкольного возраста, по Б. М. Теплову, организовывающих основной центр музыкальной одаренности : 1) ладовое чувство; 2) музыкально-слуховые представления; 3) чувство ритма.
Так же в структуру понятия «музыкальной одаренности» на наш взгляд необходимо включить исполнительские и творческие способности.
Исполнительская способность – это способность воспроизведения ранее усвоенных знаний, умений и навыков в конкретных условиях. Исполнительская музыкальная деятельность в дошкольном возрасте представляет себя следующими видами: пение, музыкально-ритмические движения, музицирование на элементарных детских музыкальных инструментах. Исполнительские способности проявляются путем выступлений перед публикой, возможностью проявить себя и заявить о своих умениях.
Творческие способности – проявляются в процессе выполнения детьми посильных творческих заданий, нахождения и принятия творческого решения, а также путем создания новых идей.
Исходя из точки зрения отечественных педагогов Н. А. Ветлугиной, Э. М. Фиш, С. Д. Рудневой, наиболее комфортной и эффективной для развития музыкальной одаренности ребенка является музыкально-игровая деятельность.
Игра в разных формах сопутствует человека на протяжении его исторического развития - от глубокой древности до современности. Ею пронизан весь быт человека. Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, развивая способности человека, его ловкость, смекалку, сообразительность и наблюдательность.
Игра является генетической основой возникновения детского художественного творчества. Одна из главных особенностей игровой деятельности заключается в ее активной творческом характере, так как она всегда связана не только с правилами игры, но и выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, постоянно выражающим индивидуальные особенности играющего [3, с. 139]. Также игра позволяет ребенку реализовать свои стремления, открывать в себе те качества, проявление которых не было ранее заметно ни ему, ни окружающим, открывает в себе новый потенциал.
По определению психологов и педагогов, игра считается основной формой деятельности ребенка. Детям именно в игре легче всего выплеснуть накопившиеся эмоции и напряжение. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного эффективнее и успешнее.
Основное правило применения музыкально-игровой деятельности - это тесная взаимосвязь игры с музыкой. Игровые движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания произведений музыкального искусства. Музыка передает движениям определенный характер, динамику, темп, сообщает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку доставляет ребенку радость и стимулирует его к музыкальным занятиям.
Музыкальная игра как один из видов игровой деятельности в детском саду предстает важным методом в музыкальном воспитании дошкольника. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, вводит ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями - все это расширяет восприятие и понимание музыкального произведения, способствует формированию музыкально-ритмических и двигательных навыков [5, с. 112].
Существует два типа музыкально-игровой деятельности : исполнительская и творческая деятельность.
Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети тренируются в каком-либо умении - например, в игре на детских музыкальных инструментах. В исполнительской деятельности дети в основном сочетают элементы воспроизводящих и творческих действий.
Творческая составляющая музыкально-игровой деятельности детей проявляется в сочинении, подборе по слуху мелодии на металлофоне, придумывание новых танцевальных движений, вариантов игры или театрально - игровых сценок, т. е. дети самостоятельно, творчески подходят к подбору вариантов и способов действия.
Использование музыкально-игровой деятельности в процессе развития музыкальной одаренности у дошкольников создает доброжелательную, радостную обстановку на музыкальных занятиях.
В процессе музыкально-игровой деятельности, ребёнок учится использовать накопленный музыкальный опыт в своей жизненной практике, применять сформированные музыкальные знания, умения и навыки в самостоятельной музыкально-игровой деятельности согласно своим желаниям и интересам.
Список литературы
1. Бажанова, С. Н. Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста : [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie.
2. Блинова, В. Л. Детская одаренность : теория и практика: учебно-методическое пособие / В. Л. Блинова. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 56 с.
3. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 139 с.
4. Гордова, М. В. Формы и методы использования воспитательного потенциала искусства: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2012_03___07_gordova.pdf
5. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 235 с.
6. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия: моногр. / Т. Э. Тютюнникова-М. : УРСС,2014. - 264 c.