Надежда Анатольевна Шергина
Музыкальная реабилитация детей-инвалидов в рамках социального проекта «Музыка детских сердец»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В нашем Реабилитационном Центре регулярно проводятся занятия по музыкальной терапии, которые посещает большинство детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Воспитанники нашего Центра – это дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Для таких детей значимы следующие проблемы:
Публикация «Музыкальная реабилитация детей-инвалидов в рамках социального проекта „Музыка детских сердец“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
• Отсутствует мотивация к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;
• Опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
• Не сформирована коммуникативная компетенция.
Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.
Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить понимать музыку, полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
В нашем Центре ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию. Начинается эта работа на занятиях музыкой и ритмикой и продолжается на репетициях музыкальных кружков, при подготовке праздников, развлечений совместно с воспитателями и родителями, а так же в концертной деятельности и участии в конкурсах.
Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях Центра ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с необходимостью проведения занятий по музыкотерапии в группах, неоднородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести дефекта, автором был разработан и апробирован проект групповой музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Музыка детских сердец».
За время работы проекта сформировались музыкотерапевтические группы, в которые подбирались дети с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии и предшествующего опыта занятий музыкотерапией. Как правило, до объединения детей в группу, каждый ребенок проходит этап диагностики для выяснения уровня его психического развития и коммуникационных возможностей, а дети с нарушениями общения - этап индивидуальных занятий со специалистами Центра.
Данный проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями. Строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Работа по данному проекту строится в соответствии с Национальными стандартами Российской Федерации.
Цель проекта : ввести ребенка в мир музыки, обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации, создавать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания.
Задачи:
• Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре.
• Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.
• Учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов.
• Развивать творческие способности в музыкально-художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.
• Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.
• Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Успешное решение задач проекта зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.
В музыкальной деятельности существуют два этапа: первый – воспринимающая деятельность, когда ребенку поют, играют на инструменте, а он слушает; и второй, который строится на методе «освобождения творческих сил» и благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте, участвует в концертах, театральных постановках и т. д. А результатом является эмоциональная отзывчивость и прекрасное настроение детей.
Подготовительный этап.
Выявление уровня музыкального развития детей, определение реабилитационного потенциала, составление плана реабилитационных мероприятий.
Основной этап.
На данном этапе организуется музыкальная деятельность по реализации цели и задач проекта, которая содержит четыре направления:
• «Музыка с мамой» - для детей младшего возраста;
• «Праздник каждый день» - для детей старшего возраста;
• «Волшебный мир творчества» - занятия в музыкальной студии;
• «Подари улыбку миру» - музыкальная гостинаядля выпускников.
Музыка с мамой.
Это музыкальная программа раннего развития детей. Основной идеей программы является совместное участие в музыкальной деятельности детей, родителей и педагога.
Лучшим учителем музыки является мама ребенка. Полюбит ли малыш музыку, научится ли петь и ритмично двигаться, освоит ли какой-нибудь музыкальный инструмент – все это в большей мере зависит от маминых усилий. Организованные педагогом музыкальные занятия, позволяют маме заниматься с малышом пением и ритмикой, подбирать на слух песенки, играть в музыкальные игры, что поможет не только вырастить малыша музыкально одаренным, но и развить его мышление, память, любознательность.
Праздник каждый день.
Данная программа помогает превратить каждое занятие в маленький праздник, так как ребенку с ограниченными возможностями для полноценного развития праздник необходим как воздух.
Праздник – это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных образов, увлекательных игр и затей. Основные элементы занятий: логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы направлены на решение значимых для развития ребенка проблем. Работая с детьми важно видеть каждого из них. Сделать так, чтобы они проявили все те таланты, которые спрятаны в них глубоко и чтобы в жизни они были раскованными, уверенными в себе.
Волшебный мир творчества.
Тот опыт, который дети приобрели на музыкальных занятиях, влияет на их самостоятельную деятельность, позволяет им успешно участвовать в работе студии «Волшебный мир творчества».
Дети водят хороводы, слушают и поют песни, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в постановках кукольных реприз, музыкальных сказок, в музыкально-дидактических играх. Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко могут выразить свое отношение к музыке словесно, через движения, в театральной постановке, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Подари улыбку миру.
Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями – это непрерывный процесс и он не заканчивается по достижению ребенком 18 лет. Для выпускников Центра организована работа музыкальной гостиной «Подари улыбку миру». Здесь каждый делает то, что ему больше по душе, отвечает его интересам и способностям: кто-то занимается вокалом, кто-то участвует в постановках спектаклей, кто-то увлекается танцем. Украшая свою жизнь яркими красками творчества, выпускники ощущают свою значимость и являются примером для подрастающего поколения.
Заключительный этап.
На этом этапе ведется мониторинг музыкальной деятельности, отслеживается динамика музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями.
Результаты работы в рамках проекта.
В результате музыкальной деятельности у детей и родителей появляется устойчивый интерес к праздникам и развлечениям, организуемым в нашем Реабилитационном Центре. Ограниченность интеллектуального развития и физические недуги не позволяют детям выступать на профессиональной сцене, стать актерами, певцами, а вот на сцене, в родном Центре они – мастера искусств, музыканты. Ребята принимают активное участие в концертных программах для ветеранов ВОВ и тружеников тыла, других гостей Центра, благотворительных марафонах, неделях добра. Показывают свои таланты в областных и городских конкурсах творчества детей с ограниченными возможностями. Музыкальными номерами радуют тяжелобольных детей, посещая их на дому.
Многие воспитанники Центра, не останавливаются на достигнутом и продолжают свою творческую деятельность, посещая различные студии нашего города.
• Музыкальная школа – 12 человек;
• Художественная школа – 9 человек;
• Вокальная студия «Шанс» – 5 человек;
• Танцевальные студии – 11 человек;
• Цирковая студия «Арлекино» – 3 человека.
Это их самоутверждение, самовыражение, успех, что побуждает к самосовершенствованию.