Елена Стрижакова
Конспект занятия «Музыка моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие личности ребёнка через общение с окружающим миром, образных представлений на основе музыкально-художественных произведений.
Задача: Формировать у детей представления об изобразительных возможностях музыки, её способностях отражать явления окружающей природы.
- развивать навыки музыкального восприятия произведения, музыкально-абстрактного мышления;
Снятие мышечных зажимов.
Методы:
- словесные (сравнения и сопереживания);
Публикация «Конспект занятия „Музыка моря“» размещена в разделах
- наглядный метод, который преломлялся в наглядно-слуховой и наглядно - изобразительный;
- метод наблюдения за музыкой;
- метод импровизации;
- метод размышления о музыке;
- интегрированный метод сочетания восприятия музыки с художественным словом и изобразительным искусством.
- метод танцевально-двигательной и телесно- ориентированной техники.
Средства обучения:
- аудио-видео материал в программе киностудия Windows live;
- репродукции картин русских художников;
- театрально-композиционные элементы костюмов морских существ;
- музыкально-дидактическая игра «Море».
Картины художников маринистов: И. Айвазовского, Дж. Карвайкала, Р. Судковского, Л. Лагорио, В. Баженова, А. Боголюбова, Ковалёва Ю.
Музыкальные произведения: Римский – Корсаков «Море» вступление из оперы «Садко»; фрагменты 1 «Море и Синдбадов корабль» и 4 «Праздник в Багдаде» частей симфонической сюиты «Шахерезада»; Сен-Санс «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»; музыка природы.
1. Приветствие
Звучит музыка Римского Корсакова из оперы «Садко» «Море», на фоне которого происходит приветствие педагога с детьми.
Е. Карпенко
Мы с тобой рисуем море:
Вот - кораблик на просторе,
Вот - звезда на дне лежит,
Вот - фонтан пускает кит.
Волны и китенка спину
Мы раскрасим цветом синим.
Педагог берёт в руки синий карандаш, как олицетворение морской стихии, и просит представить себя обитателем морского дна или гостем моря и поздороваться от его лица.
Например, я-морская звезда, рада познакомиться с вами!
я-рыба-камбала, рада вам!
2. Вхождение в сказкуСлышен шум прибоя.
картина Ю. Ковалёва "Прибой"
Море зовёт нас в гости полюбоваться морскими красотами, и для того, чтобы их увидеть, подумайте, о чём шепчет нам море?
Предлагаю вам превратиться в сказочные морские существа, принять удобную позу, расположившись в кругу, закрыть глаза и внимательно послушать разговор моря. Что нам оно говорит?
3. Моё воображениеПрошу детей закрыть глаза и представить себе, что они:
- пускают бумажный кораблик по весеннему ручейку;
- загорают на берегу моря;
- плывут на лодке и ловят рыбу;
- капитанами большого корабля;
- плавают вместе с дельфинами;
- прячутся от грозы
Что вам больше всего понравилось представлять и что вы чувствуете при этом.
Звучит отрывок из симфонической сюиты Римского-Корсакова
Музыкальный руководитель вспоминает Сказку Шахерезады из восточных сказок тысячи и одной ночи 1 часть «Море и Синдбадов корабль», 4 часть, («Багдадский праздник. Море; корабль разбивается о скалу с медным всадником», на фоне звучания музыкальных отрывков перед детьми (презентация) проплывают картины художников – маринистов: И. Айвазовский, Дж. Карвайкал, Р. Судковский, Л. Лагорио, В. Баженов, А. Боголюбов.
4. Путешествие на морское дноМузыкальный руководитель: Музыка моря увлекает нас, манит на сказочное морское дно, чтобы познакомиться с его морскими обитателями.
Звучит музыка Л. Бетховена «К Элизе», на фоне которой дети танцуют танец морских волн (взят из книги Н. Кряжевой "Развитие эмоционального мира детей".
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер»- «дирижирует» под музыку волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди.
Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, ещё сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
В конце танца появляются девочки Русалки.
Музыкальный руководитель: Нас приветствуют Русалки.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.
И пела русалка: «На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада,
Там хрустальные есть города». (М. Лермонтов)
Давайте превратимся и мы в морских обитателей и поиграем в игру «Морская фигура на месте замри».
Дети одевают на себя приготовленные атрибуты: разноцветные парики для изображения Царя Нептуна, русалок, морской царицы, накидки золотых рыбок, зелёные шарфики водорослей, накидки для волшебных раковин и на музыку Сен-Санса «Аквариум» выполняют характерно-образные движения данного персонажа, замирая в конце музыкальной фразы в определённой позе.
5. Рисуем море – музыкально-дидактическая игра
Перед детьми набор из четырёх карточек, на которых условно передано различное состояние моря: на первой «море спокойное»; на второй «море взволнованное», на третьей «море бушующее». (количество карточек соответствует количеству музыкальных частей).
Л. Лагорио "Морской пейзаж" https://ru.wikipedia.org/wiki
Чупрун Е. "Барк Седов"https://ru.wikipedia.org/wiki
И. Айвазовский "Девятый вал"https://ru.wikipedia.org/wiki
Музыкальный руководитель:
Сегодня с помощью синего карандаша мы превращались в морских обитателей. Затем слушали шум прибоя, знакомились с репродукциями художников – маринистов, слушали музыку моря, которая звучала в музыкальных произведениях русских и зарубежных композиторов, пробовали себя в танце морских волн и игре в образах морских обитателей.
Сейчас прозвучит музыка Н. А. Римского-Корсакова из сказочной сюиты о прекрасной восточной красавице Шахерезаде и властном царе Шахрияре.
Послушайте, как будет изменяться тема моря и плывущего по его волнам корабля. И с помощью карточек отразите характер моря, его изменения, т. е. разложите карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
Можно вместо игры нарисовать море, подарив всё волшебство и силу синего цвета белому листу бумаги, на котором мы нарисуем своё море, после чего музыка позволит оживить наше представление о нём в ваших рисунках.
6.
Рефлексия
Музыкальный руководитель берёт в руки ракушку и просит наполнить её своими пожеланиями, а также вспомнить и назвать самое интересное задание сегодняшней встречи.
7. Ритуал прощанияДетей просят встать в круг, послушать музыку моря (звуки природы, попрощаться, и угоститься сладкими дарами – «морскими камешками», как напоминание о том, что мы вернулись из морской сказки.