Наталья Качан
Музейная педагогика в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс музейной технологии способствует формированию и развитию гармоничной личности дошкольника. Это эффективное средство коррекции речевых нарушений, развития интеллектуальных и творческих способностей. Музейная педагогика не только формирует у ребенка качественные знания об окружающей действительности, но и стимулирует его творческую речевую активность.
Хотелось бы остановиться на некоторых теоретических аспектах музейной педагогики.
Публикация «Музейная педагогика в дошкольном образовании» размещена в разделах
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. Отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX- начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах многих основоположников в русской экскурсионной школы, а также сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М. В. Новорусский, Н. А. Флеров и др.). Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики :
• Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
• Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
• Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
• Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
• Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
• .Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
• Формирование у дошкольников представления о музее.
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
• Развитие речи и расширения словарного запаса.
• Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
• Воспитание культуры поведения.
Направления деятельности музея :
- Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
• Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
• Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции.
- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.
К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
• Экскурсию можно строить последовательно по отдельным под темам и вопросам темы;
• Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
• Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.
- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:
Интерактивность;
Комплексность;
Программность.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- занятия, основанные на формах известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала : час мудрости, занятие мужества, час любви, занятие-презентация;
- занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие-сюрприз;
- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: дебаты, прения.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:
• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
• Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
• Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства) производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
• Доступность.
• Наглядность.
• Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
• Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
• Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
• Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
В процессе создания музейного комплекса всю работу разделили на этапы.
Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения.
Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
Итоговый этап. Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Для расположения мини-музеев используются различные части групповых комнат. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Музейная педагогика даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.